ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОВ РФ, ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ

 

ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОРОДА МОСКВЫ ПРИ ЗАСТРОЙКЕ,

 

РАЗМЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ИНОМ

 

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ (ОСВОЕНИИ)

 

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ПРИРОДНЫХ И

 

ОЗЕЛЕНЁННЫХ ТЕРРИТОРИЙ МОСКВЫ

 

Экспертная группа по проверке обращений граждан в Общественную палату Российской Федерации создана по рекомендации состоявшегося 20 марта 2014 года круглого стола на тему: «Природный комплекс столицы: зеленые легкие Москвы или строительная площадка? Вопросы градостроительной политики в области застройки парков и скверов города капитальными объектами». Круглый стол проведён Рабочей группой по вопросам инфраструктурного развития и строительства.

С 2011 г. в Москве широкие масштабы приняли размещение объектов строительства, застройка и иное градостроительное освоение озеленённых и природных территорий общего пользования – парков, садов, скверов, бульваров, особо охраняемых природных и историко-культурных территорий, городских лесов и речных долин. Градостроительное использование этих территорий сопровождаются уничтожением зелёных насаждений и другой растительности, а также сокращением площади рекреационных зон, что имеет негативные экологические и социальные последствия.

В этой связи в Общественную палату в 2014 гг. поступило 55 обращений жителей Москвы с протестами против планируемой или осуществляемой застройки и иного градостроительного освоением озеленённых и природных территорий столицы. Обращения рассмотрены Экспертной группой с точки зрения соответствия оспариваемой градостроительной деятельности требованиям законов и иных нормативных правовых актов РФ и города Москвы.

Оспариваемая градостроительная деятельность осуществляется или планируется на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), других природных территориях – в долинах рек и городских лесах, на озеленённых территориях общего пользования – в парках, садах, скверах и на бульварах. Кроме того, имеются обращения по строительству непрофильных объектов на придомовых территориях.

Обращения, характеристики планируемых к строительству объектов и статус территории, на которой планируется размещение, и другие сведения, относящиеся к существу рассматриваемых проблем, представлены в  Приложении 1 к настоящему Заключению.

Выдержки из законов РФ, законов и иных нормативных актов города Москвы, нарушаемых при градостроительном освоении ООПТ, природных и озелененных территорий Москвы, приведены в Приложении 2 к настоящему Заключению. Экологический аспект нарушений изложен в Приложении 3.

1. Общие сведения

В поступивших в Общественную палату обращениях, оспаривающих осуществляемую или планируемую градостроительную деятельность на территориях, образующих Природный комплекс Москвы (ПК) – экологический каркас города, названы ООПТ (национальный парк, природно-исторические парки, природный заказник и памятник природы), природные территории – городские леса (лесопарки) и долины рек, озеленённые территории общего пользования – парки, скверы, сады и бульвары. Долины 4-х рек зарезервированы для образования ООПТ в границах ПК. Несколько участков находятся вне ПК.

Природно-исторические парки (П-ИП) на всей территории или их части, а также некоторые парки и сады имеют статус объектов культурного наследия (ОКН) как памятники садово-паркового искусства (ПС-ПИ). Все территории ПК Генеральным планом города Москвы выделены в зоны охраняемого природного ландшафта.

Экспертной группой рассмотрены 55 обращений (входящие номера Общественной палаты – 1114, 2485, 2501, 2502, 2503, 3038, 3039, 4493, 5636, 6035, 6183, 6242, 6269, 6272, 6273, 6274, 6287, 6290, 6291, 6294, 6302, 6308, 6311, 6354,  6364, 6367, 6368, 6375, 6376, 6377, 6378, 6382, 6384, 6385, 6386, 6387, 6388, 6389, 6391, 6392, 6393, 6395, 6396, 6397, 6398, 6399, 6400, 6465, 6466, 6483, 6536, 6538, 6547, 6548, 6906).

Основные проблемы:

- строительство транспортных коммуникаций (автомагистрали, эстакады, метро) – 10 обращений;

- строительство жилых домов, комплексов и микрорайонов – 4 обра-щения;

- строительство гостиниц, офисов, торгово-развлекательных и т.п. объектов – 6 обращений;

- строительство культовых объектов – 27 обращений;

- строительство капитальных спортивных объектов – 4 обращения;

- благоустройство ООПТ и ПС-ПИ, в т.ч. с размещением капитальных и некапитальных объектов, несоответствующих целевому назначению этих территорий – 7 обращений.

Функционально объекты оспариваемой градостроительной деятельности делятся на:

- автомагистрали, транспортно-пересадочные узлы, метро, эстакады, и др. объекты транспортной сети  – 9 объектов;

- общественные, офисные, торговые здания  и сооружения – 15  объектов;

- храмы и храмовые комплексы – 27 объектов;

- спортивные здания и сооружения – 5 объектов;

- благоустройство парков, скверов, бульваров и других озелененных территорий общего пользования – 21 объект,

- многоквартирные жилые дома, комплексы и микрорайоны– 4 объекта,  

- озеленённые территории дворов – 4 объекта,

всего – 85 объектов.

Изучение материалов обращений, анализ градостроительных документов, принятых Правительством Москвы и профильными органами власти, решений, официальных ответов Правительства Москвы на запросы Общественной палаты РФ позволил экспертам установить несоответствие градостроительной и иной хозяйственной деятельности, осуществляемой и планируемой на территориях ПК и озеленённых территориях вне ПК, требованиям законодательства по 44 обращениям и 40 территориям.

В границах 4-х территорий ПК заявленная градостроительная деятельность может осуществляться только на участках с установленным режимом регулирования градостроительной деятельности, разрешающим капитальное строительство при изменении их функционального назначения. 

По 1-й территории нарушения законодательства не выявлены.

Градостроительная деятельность по 10 обращениям требует отдельного рассмотрения.

Храмовый комплекс  на территории ПК № 71-ЮВАО «Сквер у кинотеатра «Высота» по ул. Юных Ленинцев» (район Кузьминки) исключён из перечня строительства церквей в связи с возражениями жителей и отрицательным заключением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС) на проект планировки территории ПК № 71-ЮВАО (ответ Москомархитектуры от 18.03.2014 № МКА-02-5328/1 на запрос Общественной палаты).

По культовому объекту на территории ПК № 89-СВАО «Бульвар по ул. Искры» получена информация Москомархитектуры (№ МКА-02-5328/1 от 18.03.2014) о существовании в границах ПК деревянного храма на земельном участке, оформленном в 2001 г. в постоянное (бессрочное) пользование местному приходу.

Выведены находившиеся в границах П-ИП «Кузьминки-Люблино» (ЮВАО, район Текстильщики) автостоянки по адресу ул. Шкулёва, вл.2-4, указанные в обращении № 6273. По двум другим указанным в этом обращении объектам, также построенным в границах П-ИП «Кузьминки-Люблино» – ресторану на берегу Люблинского пруда и магазину  по ул. Шкулёва, вл. 2д –  проходит судебное разбирательство.

2. Причины протестов жителей Москвы против размещения объектов строительства, застройки и иного градостроительного освоения ООПТ, природных и озеленённых территорий города

Анализ поступивших в Общественную палату обращений жителей Москвы показал, что основными причинами протестов против градострои-тельного освоения ООПТ, природных и озеленённых территорий являются:

- сопровождаемое их застройку, а во многих случаях и благоустрой-ство уничтожение растительного покрова, являющегося важным фактором окружающей среды и здоровья людей;

- сокращение площади территорий, используемых для отдыха москвичей по месту жительства.  

Названные выше категории городских территорий образуют т.н. экологический каркас столицы, включающий ООПТ и образующие ПК природные и озеленённые территории. Основные ООПТ и ПК Москвы созданы постановлениями Правительства Москвы от 21 июля 1998 г. № 564, от 29 декабря 1998 г. № 1012 и от 19 января 1999 г. № 38 во исполнение утверждённого постановлением Правительства Москвы от 27 июля 1999 года № 687-пп Генерального плана Москвы до 2010 года.

Главным назначением указанных территорий является выполнение ими важнейших для мегаполиса экологических (средозащитных, природо-охранных и др.) функций и поддержание благоприятной для человека среды обитания непосредственно в месте проживания (постановления Правительства Москвы от 21 июля 1998 г. № 564, от 29 декабря 1998 г. № 1012, от 19 января 1999 г. № 38, от 10 сентября 2002 г. № 743-ПП), а также предоставление москвичам возможности для повседневного оздоровительного отдыха в природном окружении вблизи места жительства.

2.1. Эффективность выполнения природными и озеленёнными терри-ториями своих экологических функций определяется долей их площади, покрытой растительностью, и характером этой растительности. Сокращение площадей, занятых растительностью, и целенаправленная реконструкция лесных и других природных сообществ, а также природоподобных зелёных насаждений с большим объёмом продуцирующей зелёной биомассы в примитивные зелёные насаждения типа «деревья на газоне» или в низкотравные злаковые газоны всегда сопровождается существенным снижением экологической эффективности территорий, на которых проводятся такие работы. Сокращение площадей, занятых растительностью, всегда происходит при их любой застройке, включая некапитальные объекты, а в последние годы – и при благоустройстве (расширение и строительство новых прогулочных и иных дорог, устройство различных площадок и т.д.). Бесспорно, что снижение экологической эффективности природных и озеленённых территорий Москвы, независимо от их статуса, имеет самые негативные последствия для окружающей среды в мегаполисе, которые усиливаются резким ухудшением состояния зелёных насаждений, которое имеет место в последние годы в связи с усилением отрицательного воздействия городской среды на них. Поскольку градостроительное освоение экологически значимых территорий с сокращением площади под растительностью и иными негативными явлениями происходит практически во всех районах Москвы, оно и его последствия для окружающей среды имеет не локальное, а общегородское значение.

Обеспеченность москвичей площадями, положительно влияющими на состояние окружающей среды, определена действующим Генеральным планом Москвы на 2015 г. – 29,8 кв.м/чел., на расчётный 2025 г. – 27,8-29,8 кв.м/чел. Между тем, рекомендуемая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) обеспеченность жителей городов «зелёными лёгкими» («экологическая норма») составляет по 50 кв.м/чел. в черте города и по 300 кв.м/чел. – в пригородной зоне. Москва однозначно испытывает дефицит экологически эффективных, т.е. занятых растительностью площадей. При официальной численности населения т.н. Старой Москвы  (в границах до 2012 г.) около 11,5 млн. чел. растительность всех видов, если следовать рекомендациям ВОЗ, должна занимать в столице не менее 56% её площади. В Москве ежедневно пребывает, по разным данным, 16-18 млн. человек и даже больше, поэтому можно констатировать катастрофический дефицит занятых растительностью площадей. В ближнем Подмосковье  также постоянно сокращается площадь лесов, лугов и других природных территорий, поэтому достаточного притока незагрязненного воздуха оттуда нет. Кроме того,  в состав Москвы под массовую застройку включены значимые для экологической безопасности столицы районы юго-западной части Московской области.  

Таким образом, обратившиеся в Общественную палату граждане имеют все основания заявлять о нарушении их конституционного права на благоприятную окружающую среду.

2.2. Размещение в парках, садах, скверах и на природных территориях Москвы объектов, противоречащих их целевому назначению, или изменение разрешённого использования участков в их границах ведёт к сокращению площади территорий общего пользования и земельных участков в составе рекреационных зон, которые используются москвичами для отдыха. Действующий в Москве норматив обеспеченности «зелёными насаждениями общего пользования», являющийся показателем обеспеченности рекреационными озеленёнными и природными территориями, в постперестроечное время снизили с 24 кв.м/чел. до 16 кв.м/чел. Даже при таком уменьшенном значении этого показателя площадь природных и озеленённых территорий общего пользования, которые могут быть выделены в рекреационные зоны и использоваться для отдыха москвичей, в Старой Москве должна составлять 18,4 тыс.га. Законом города Москвы «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве» все природные территории, не имеющие статуса ООПТ, предназначены для образования новых ООПТ, т.е. они должны быть исключены из рекреационных зон и переведены в зону особо охраняемых территорий. Действующим Генеральным планом Москвы площадь озеленённых территорий общего пользования (парков, садов, скверов, бульваров) в 2015 г. должна составить 6,7 тыс.га, в 2025 г. – 7,1 тыс.га. Это означает, что законодатель признает факт дефицита в Москве озеленённых территорий. Не случайно Правительство Москвы своим постановлением от 25 сентября 2007 г. (в ред. от 30 сентября 2008 г. № 878-ПП) поручил префектурам АО и ДПиООС «5.2. Не допускать использование резервных и существующих территорий природного комплекса в иных целях, кроме природно-рекреационных».

Приспособление же части существующих и подлежащих созданию ООПТ под рекреационное использование, если оно осуществляется теми методами и способами, которые с 2011 г. применяются в Москве, приведёт к существенному снижению экологической эффективности «благоустраиваемых» участков ООПТ.

Таким образом, продолжающееся сокращение в Москве площади территорий общего пользования природного комплекса и изменение функционального назначения земельных участков в составе зон природных и озелененных территорий, которые используются москвичами для отдыха, имеет негативное социальное значение и не может не вызывать протестов населения.

3. Основная часть

Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды», даже с учетом всех изменений, внесенных в него с момента его принятия, требует охраны  естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов (ст.4). 

Частью 3 ст. 44 указанного закона установлено: В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Природный комплекс Москвы выделяется  в составе городских земель как совокупность территорий с особым правовым режимом использования и включает в себя природные и озеленённые территории различных категорий. Перечисленные объекты составляют  экологический каркас города.

В начале 1990-х гг. на москвича приходилось около 26 м2 зеленых насаждений, а в 2011 г всего 11,3 м2 лесопокрытых площадей, что стало более, чем вдвое меньше региональной нормы (28 м2).

В 2006 г. доля особо охраняемых природных территорий, вместе с со всеми озелененными территориями, составила около 32 % площади города — около 20,2 м2/чел (Генеральная схема озеленения города (Пост. Правит. Москвы от 13.11. 2007 г. N 996-ПП). По санитарным нормам и правилам [СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство»] среднегородской уровень «озелененности» городской территории должен составлять не менее 40 %. Для достижения этой нормы, уже в 2006 г. Москве не хватало 8 тыс. га озелененных территорий. Согласно действующей Генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года, обеспеченность зелеными территориями общего пользования должна была составить к 2020 г. 22,3–23,8 м2/чел., а по Генеральному плану города Москвы  к 2015 г. — 29,2–29,8 м2/ чел.

Таким образом, в Москве имеет место дефицит экологически эффективных площадей. И в таких условиях с 2011 г. в Москве при осуществлении различной градостроительной деятельности происходит их масштабное сокращение (новое строительство транспортных магистралей и их реконструкция с расширением, устройство парковок и парковочных карманов, точечная застройка, строительство новых прогулочных и велодорог, площадок отдыха и спортивных площадок и сооружений на ООПТ, природных и озеленённых территориях, строительство религиозных и других объектов на занятых растительностью земельных участках).  

Выделяя под строительство объектов занятые растительностью участки площадью от 0,2 до 1,9 га, т.е. 2000-19000 кв.м, Правительство Москвы в каждом случае лишает «зелёных лёгких» от 20 до 190 жителей Москвы (при застройке и запечатывании 50% площади каждого участка). При этом, рассматривая  экологические аспекты (последствия) замены экологически эффективных, т.е. занятых растительностью поверхностей на экологически вредные или, в лучшем случае, нейтральные поверхности в результате застройки и запечатывания части этих участков, их принадлежность к территориям Природного комплекса (ПК) или особо охраняемым природным территориям (ООПТ) не имеет значения.  

Многие решения Правительства Москвы за последние 20 лет декларировали, что освобождающиеся площади от выводимых из города промышленных предприятий и рекультивируемые промышленные пустоши, должны в приоритетном порядке превращаться в озелененные территории. К сожалению, официальные планы роста озелененности противоречат реальным тенденциям. По данным Москомстата, с 2000 г. по 2008 г., общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты сократилась на 11 360 га (на 10,2 %) или на 11 м2 на каждого москвича. Еще в 1995 году было отмечено неудовлетворительное состояние территорий Природного комплекса Москвы, недопустимое сокращение территорий ПК Москвы и установлена необходимость сохранения существующих территорий ПК[1].  

Именно поэтому в 1999 году утверждён «неприкосновенный запас», обеспечивающий необходимый минимум экологически-эффективных территорий  для формирования и дальнейшего развития природного каркаса Москвы, - перечень территорий Природного комплекса Москвы, установлены режимы его использования[2]. Также, установлена необходимость при проектировании реконструкции районов жилой застройки  в обязательном порядке предусматривать создание озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары), включаемых в Природный комплекс Москвы».

4. ПРИМЕНИМОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Природоохранное законодательство и статус территорий ПК

Право граждан на благоприятную окружающую среду и здоровье закреплено  Конституцией РФ (ст. 42). Это право конкретизировано в ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды",  согласно которому  каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Основным фактором, обеспечивающим благоприятное проживание в городе, являются экологически эффективные территории – природные комплексы. Статьей 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены объекты охраны окружающей среды, в том числе земли, почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух. Также, установлена обязательность охраны естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. Особой охране подлежат не подвергшиеся антропогенному воздействию природные территории, объекты, включенные в Список всемирного наследия, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

На городских территориях, на которых расположены зеленые насаждения, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (ч.1, 2 ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Закон города Москвы «О защите зелёных насаждений» (ч. 6 ст. 2) также не допускает «использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений».

Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (ч.5 ст. 58, ч.2 ст. 59 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

К 2000 г. в Москве были созданы основные ООПТ с утверждением границ и режимов особой охраны (ППМ от 21.07.1998 № 564 и от 29.12.1998 г. № 1012), утверждены перечень территорий Природного комплекса, их границы, категории и режимы регулирования градостроительной деятельности (РРГД), а также предписано «при проектировании реконструкции районов жилой застройки  в обязательном порядке предусматривать создание озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары), включаемых в Природный комплекс Москвы». В 1999 году был утверждён «неприкосновенный запас» - Перечень территорий Природного комплекса Москвы (ППМ от 19 января 1999 г. N 38 «О проектных предложениях по установлению границ природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий»), установлены режимы его использования (ППМ от 20 марта 2001 г. № 270-ПП «Об утверждении положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве»).

В соответствии с статье 8 Закона города Москвы «О защите зеленых насаждений», озелененные территории, в том числе зеленые массивы, а также участки земли, предназначенные для развития озелененных территорий, застройке, не связанной с их функциональным назначением, не подлежат.

Таким образом, федеральным законодательством, законами  и подзаконными актами Москвы в сфере реализации полномочий по управлению Природным комплексом столицы установлена необходимость и обязательность сохранения и увеличение числа объектов озеленения. Между тем, постоянно осуществляется деятельность, ведущая к сокращению их численности путем изъятий  территорий под нецелевые нужды.

С целью сохранения образующих ПК Москвы природных и озеленённых территорий общего пользования Правительством Москвы в 2007-2008 гг. был принят ряд нормативных правовых актов, действующих в настоящее время [3] [4] [5] [6].

В Москве не допускается использование территорий природного комплекса для иных целей, кроме природно-рекреационных (п. 5.2 ППМ от 25 сентября 2007 года N 825-ППМ «О Схеме рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы»), запрещено размещение объектов в пределах существующих и подлежащих формированию озелененных территорий общего пользования и выделение земельных участков под размещение объектов, приводящее к изъятию территорий природного комплекса (п. 7.1 ППМ от 13 ноября 2007 года N 996-ПП «О Генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года»), установлено требование исключить практику размещения объектов капитального строительства на озелененных территориях (ППМ от 21 августа 2007 года N 714-ПП «О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Москве»). При этом установлена обязательность сохранения баланса озелененных территорий общего пользования при разработке документации по планировке территорий и установлен запрет на корректировку границ природных и озелененных территорий города Москвы, ограничивая эти решения единственным исключением - размещение объектов транспортной и инженерной инфраструктуры при отсутствии альтернативных вариантов размещения вне границ природных и озелененных территорий (п.п. 3, 4 ППМ от 30 сентября 2008 года N 878-ПП «О ходе реализации Схемы сохранения и развития территорий природного комплекса города Москвы»).

Особенности статуса и режима ООПТ

Федеральное законодательство исходит из того, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правовой режим охраны природных объектов не урегулирован законодательством о градостроительной деятельности.

В силу части 1 статьи 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды», правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством.

Согласно части 2 статьи 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды», запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Как следует из рассмотренных обращений, строительство инфраструктурных объектов, вырубка деревьев, снятие грунта для различных целей планируется или осуществлены на 7 существующих ООПТ (в природном заказнике, в национальном парке и пр.).

Проведение указанных работ на ООПТ противоречит сути режима особой охраны указанных объектов, установленных законодательством.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов (ч. 2 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (часть 1 статьи 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Согласно ч. 1 статьи 23 Закон г. Москвы от 26.09.2001 № 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" природный заказник - особо охраняемая природная территория, образуемая с целью охраны природных и историко-культурных комплексов, естественных ландшафтов, сохранения или восстановления природных комплексов, биологического разнообразия или отдельных видов растений и животных, поддержания рекреационного потенциала природных территорий в пределах города.

В соответствии с ч. 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, на землях национальных парков, государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (часть 1 статьи 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Законом г. Москвы от 06.07.2005 № 37 "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве" предусмотрено создание на территориях, отведённых под строительство 4 ландшафтных (природных) заказников.

Таким образом, законодателем признано особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение территорий, планируемых под создание на их базе заказников, что делает невозможным их нецелевое использование.

Отведение земельных участков, входящих согласно Генеральному плану Москвы в территории планируемых к созданию ООПТ (ландшафтные заказники) под строительство, благоустройство приводящее к потере природных свойств охраняемых объектов, делает невозможным их использование в качестве территории для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов).

Территории общего пользования

В соответствии c п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, парки, скверы, бульвары, сады отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Согласно МГСН 1.01-99, установлены категории озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады) и ограничения по их  застройке объектами нецелевого назначения.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Устава города Москвы по общему правилу земли  общего пользования, занятые парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, отчуждению не подлежат.

Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.

Статьей 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:

- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

 Исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса о праве собственника (владельца), арендатора осуществлять по своему усмотрению использование земельного участка, предоставление в аренду, пользование, собственность территории общего пользования исключит возможность одновременной реализации исключительных прав хозяйствующего субъекта, в чью пользу установлено обременение участка, и прав неопределенного круга лиц, пользующихся территорией общего пользования.

Таким образом, передача территории или ее части хозяйствующему субъекту с переводом из общего в ограниченное пользование противоречит основным принципам земельного и градостроительного законодательства и повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц.

Земельный участок многоквартирного дома

Часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В силу пункта 5.5 раздела 5 «Функционально-планировочная организация территории участка жилой, смешанной жилой застройки» МГСН 1.01-99, участок жилой застройки состоит из площади подошвы застройки и придомовой территории, включающей следующие обязательные элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые автостоянки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха.

Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

Согласно подпунктам «е» и «ж» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491, всостав общего имущества включаются:

- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.10 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" было разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).

Как указал Конституционный суд в п. 4.2. постановления от 28.05.11 № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова»: «собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован,… фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений.»

Таким образом, три высших суда стоят на позиции, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок которого не сформирован, имеют исключительное имущественное право на земельный участок (фактически неоформленное право собственности) и право оформить этот участок в собственность.

5. ДОПУЩЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ

Перечень нарушений по объектам, указанным в обращениях граждан, приведен в Приложении 1.

Сегодня в Правительстве Москвы сложилась незаконная схема по застройке территорий ПК.

            А. Заказчик/инвестор обращается в правительство с просьбой  выделить участок под застройку на территории ПК или частично затрагивающий иную озеленённую территорию общественного пользования.

            Б. Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК), полномочия которой,  как рабочего органа Правительства Москвы ограничиваются лишь «изучением различных вопросов и выработкой рекомендацийпо их решению» (ст.23 Закона города Москвы «О Правительстве Москвы»), вместо выработки рекомендаций, на основании Положения о ГЗК (постановление Правительства Москвы № 1019-ПП от 16.11.2010г.), противоречащего закону, принимает решение о строительстве и удовлетворяет просьбу заказчика/инвестора. Решения комиссии  вступают в силу с даты их утверждения председателем комиссии – Мэром Москвы и являются поручениями для обязательного исполнения органами исполнительной власти города Москвы» (ч.1 Положения о ГЗК).

Таким образом, наделив ГЗК полномочиями принимать решения, обязательные для иных органов исполнительной власти столицы, Правительство Москвы нарушило закон.

            В. В соответствии с этими поручениями Москомархитектура, невзирая на требования федерального законодательства, закон о Генеральном плане города, постановления  Правительства Москвы № 564, 1012, 38 и др. дает поручение на разработку проектов планировки, предполагающие изменение, отмену линий градостроительного регулирования. Указанные изменения, отмена ЛГР производятся на основании разработанных подчинёнными Москомархитектуре проектными институтами и архитектурными мастерскими проектов планировки территории.

             Г. Департамент природопользования и охраны окружающей среды, выдавая разрешения на  строительство объектов капитального строительства непрофильного назначения в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения города Москвы и ввод в эксплуатацию таких объектов капитального строительства, расположенных в границах ООПТ,  действует с нарушением закона (п.4.2 ППМ № 296 от 17.05.2013г. «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды»). Этими полномочиями ДПиООС наделен Правительством Москвы, в чем усматривается цель - получение нужных документов. Кроме того, ДПиООС выдаёт заключения «о соответствии требованиям законодательства в области защиты зелёных насаждений» на природные и на озеленённые территории при явном несоответствии предпроектных и проектных материалов экологическим требованиям и действующему законодательству.

            Д. Департаменты правительства согласовывают договор срочного пользования земельным участком ПК на время строительства, градостроительную документацию и проект постановления правительства Москвы, которым  затем будет закреплено предпринятое указанными лицами нарушение законодательства.

            Е. ГЗК, в нарушение Закона города Москвы «О правительстве Москвы» наделенная широкими полномочиями, на своём заседании принимает решения об одобрении документов, утверждает проекты документов. Решения ГЗК ложатся в основу всех принимаемых распорядительных и нормативных  актов, что фактически выводит из-под ответственности правительство Москвы при издании окончательного Постановления правительства. Документ вступает в силу, заказчик получает под капитальное строительство часть  или весь участок ПК, не подлежащего застройке.

Последовательное нарушение закона в конечном итоге позволяет провести приватизацию участка ПК, что противоречит нормам ЗК РФ, ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества, Уставу города Москвы.

Согласно п.2 ч.4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

3. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

4. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

2) в границах территорий общего пользования;

Это означает, что земельные участки озеленённой или природной территории общего пользования застройке не подлежит.

Согласно ч.2 ст. 41, ч.1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Статья 41. Назначение и виды документации по планировке территории

1. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

2. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

Статья 42. Проект планировки территории

1. Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Статья 44. Градостроительные планы земельных участков

1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Таким образом, Градостроительным кодексом РФ установлено, что природные и озелененные территории общего пользования застройке не подлежат, следовательно, разработка на них или их части проектов планировки и ГПЗУ неправомочна.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, градостроительных регламентов (п. 10 ст. 45, п. 2 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ). Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований, генеральный план субъекта РФ и городских округов, и являются  обязательными  для  органов государственной  власти, органов местного самоуправления  при принятии  ими  решений  и  реализации  таких  решений (ст. ст. 14, 18 Градостроительного кодекса РФ).

Действующим Генеральным планом Москвы (Закон города Москвы от 05.05.2010 № 17 «О Генеральном плане Москвы») в части функционального состава и пространственной организации территории предусмотрена сбалансированность незастроенных природных и озелененных территорий, сохранение существующих и  предназначенных к формированию природных территорий, увеличение площади незастроенных озелененных территорий общего пользования (п. 2.4.2.1 текстовой части). То есть, предусмотрено сохранение в установленных границах существующих территорий общего пользования природного комплекса - зон ООПТ, природных и озелененных территорий, а также увеличение и создание новых природных и озелененных территорий общего пользования, но не сокращение их площади.

Согласно федеральному законодательству, земли городских парков, скверов, бульваров, садов представляют собой публичную собственность и являются территориями общего пользования (за исключением заповедных участков ООПТ). Статус территорий общего пользования предусматривает беспрепятственное пользование такими территориями неограниченного круга лиц (п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ). Устав города Москвы (ст. 21 ч. 1) запрещает отчуждение земель общего пользования. Закон города Москвы № 48 «О землепользовании в городе Москве» (ст. 4 ч. 4) не допускает предоставление земельных участков, не подлежащих отчуждению из государственной собственности, в аренду для строительства гражданам и юридическим лицам. При передаче земельного участка в безвозмездное пользование под проектирование и строительство суть вопроса, процедуры и последствий не меняется. Следовательно, перевод части территории общего пользования природного комплекса в режим ограниченного пользования под строительство с возможностью последующей приватизации является грубым нарушением федерального и регионального законодательства. Право на приватизацию земельного участка собственнику строения предоставляет часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ.

Согласно нормам и правилам проектирования планировки и застройки Москвы, парки, скверы, бульвары, сады – озелененные территории общего пользования рекреационного назначения - являются обязательным элементом функциональных зон жилой  застройки, должны находиться в пределах шаговой доступности и не подлежат застройке объектами нецелевого назначения (Московские городские строительные нормы МГСН 1.01-99).

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (ч.3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.5 ст.1 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве", соблюдение установленных в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы обременений и ограничений по использованию земельных участков в городе Москве является обязательным для всех. 

Таким образом образование земельных участков иного целевого назначения и разрешенного использования из земель общего пользования природного комплекса, неправомерно. Статус земель природного комплекса, фактическое использование и целевое назначение исключает разработку градостроительной документации на эти территории, их застройку и отчуждение.

Согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра, большая часть территорий природного комплекса Москвы на кадастровом учете в Государственном кадастре недвижимости до сих пор не состоит. Такие территории признаются свободными незастроенными пространствами и рассматриваются как земли населенных пунктов с неустановленным видом разрешенного использования. Это, в свою очередь,ведет к неправомерному использованию земель, юридически являющихся Природными Комплексами (ПК), под капитальное строительство с соответствующим уменьшением их площади. Однако, отсутствие учета в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) не отменяет статуса и целевого назначения территорий ПК. Более того, ряд нормативно-правовых актов Москвы устанавливал необходимость проведения работ для учета этих участков в ГКН (Постановление Правительства Москвы от 20.09.2005 N 717-ПП, п. 3.2 приложения к ППМ от 31 июля 2007 г. N 653-ПП «О среднесрочной городской целевой программе «Развитие  земельной реформы в городе Москве на 2007-2009 г.», Постановление Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП (ред. от 20.09.2011) "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" (п. .6.4)). Таким образом, имеет место неисполнение государственными служащими своих обязанностей.

Следствием ненадлежащего межевания придомовых территорий (фактически – передела земельных участков МКД) является выделение ЗУ под строительство посторонних объектов, в том числе капитальных, на придомовых территориях, что невозможно и недопустимо, так как земельный участок многоквартирного дома как часть общего имущества собственников принадлежит всем собственникам помещений МКД на праве общей долевой собственности (ст. 36 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 13.08.06 № 491). Данными действиями нарушается конституционное право граждан собственности, включающее право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35 Конституции РФ).

Наибольшее число  обращений из общего числа составляют жалобы на размещение культовых объектов на территориях природного комплекса Москвы с изъятием для них участков ПК площадью до 1 га и более.                                                                                                                                              В Москве сейчас согласно официальным данным открыто 894 храма, регулярное богослужение совершается в 383. (http://www.patriarchia.ru/db/text/2678380.htm) и (http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3004275.html). Называемые представителями РПЦ сведения о низкой «средней обеспеченности»  храмами на 1000 жителей в Москве не подкреплено  достоверными данными.

Культовые объекты, как и другие капитальные здания, не имеют правовых оснований для их строительства на природных и озелененных территориях, и должны размещаться вне ПК общего пользования на территориях, подлежащих застройке.

Приход вправе строить для своих надобностей здания и сооружения, жилые дома, помещения хозяйственного назначения при соблюдении законодательства Российской Федерации. (п.11.8 Устава РПЦ).

Необходимо подчеркнуть, что цели изъятия земель ПК не имеют решающего значения – будет ли построен торговый центр, танцплощадка или культовое сооружение – ущерб одинаков: изымаются и застраиваются участки с переводом экологически эффективных, занятых растительностью площадей в застроенные и запечатанные участки, сокращая и без того недостаточные площади занятых растительностью территорий ПК Москвы, таким образом ухудшая состояние окружающей среды. Учитывая принадлежность этих земель к территориям общего пользования, нарушаются права жителей не только на благоприятную окружающую среду, но и на беспрепятственное пользование  общей территорией, предназначенной для повседневного отдыха, прогулок с целью оздоровления.

Учитывая, что в правительстве Москвы имеется правовое управление, в каждом департаменте,  префектуре АО – юристы, мэр Москвы, префекты, руководители департаментов и другие должностные лица не могли не знать о том, что их решения и действия нарушают права и законные интересы граждан, однако в течение длительного времени они  продолжают эту деятельность.

Учитывая вышеизложенное, экспертная группа отмечает, что систематический правовой нигилизм чиновников неизбежно приводит к резкому снижению в Обществе правосознания и уважения к Закону. Это является долгосрочным негативным социальным последствием масштабных системных нарушений органами гос. власти законов России.

Эксперты вынуждены констатировать:

1. Экологический каркас Москвы, то есть территориально связанный между собой комплекс ПРИРОДНЫХ (включая ООПТ) И ОЗЕЛЕНЁННЫХ территорий города, которые в совокупности и отдельно обеспечивают   благоприятный микроклимат в городе, очищают воздух от всевозможных загрязнителей и выполняют другие полезные для окружающей среды и здоровья москвичей экологические функции, неправомочными действиями правительства Москвы активно разрушается. Экологическая политика у нынешнего Правительства Москвы отсутствует, а градостроительная не обеспечивает москвичам благоприятные условия проживания, особенно – безопасную и комфортную окружающую среду.

2. Градостроительная и иная хозяйственная деятельность, осуществляемая в Москве, приводит к ухудшению состояния и уничтожению важнейших компонентов окружающей среды города – растительности (лесных и других природных сообществ, зелёных насаждений), почв, водных объектов, необратимым утратам объектов природного наследия российской столицы. Наносится непоправимый ущерб её биологическому разнообразию, что влечет за собой деградацию живой природы Москвы в целом.

3. Планируемая и осуществляемая застройка природных и озеленённых территорий общего пользования, которая, начиная с 2011 г., приобрела небывалые для Москвы масштабы,  уже привела к тому, что нормативный показатель обеспеченности жителей Москвы  зелёными насаждениями общего пользования – 16 м2/чел. с 1998 г. не увеличивается, а уменьшается, в том числе - в связи с постоянно растущей численностью населения и объёмов новой застройки в Москве и прекращением создания новых озеленённых территорий общего пользования. Рекомендуемый ВОЗ  норматив обеспеченности горожан экологически эффективными площадями, занятыми лесной и другой естественной растительностью, зелёными насаждениями  - 50 м2/чел – для жителей Старой Москвы становится недостижимым.

4. Волюнтаристские решения о размещении объектов строительства, включая культовые, спортивные и досугово-развлекательные объекты и комплексы и даже целые их комплексы на ООПТ, природных и озелененных территориях общего пользования с застройкой значительных участков экологически значимых территорий природного комплекса Москвы, нарушением действующих ограничений и запретов по использованию таких территорий фактически  провоцируют   социальную конфронтацию и  противостояние различных групп населения, способствует дискредитации деятельности  властей.

6. Выводы

1) При планировании и осуществлении градостроительной и иной хозяйственной деятельности на экологически значимых территориях природного комплекса, включая территории общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады),  особо охраняемые природные территории, объекты культурного наследия и их охранные зоны, на стадиях планирования, проектирования и принятия решений систематически допускаются многочисленные нарушения законодательства РФ и города Москвы, в результате чего окружающей среде Москвы причиняется вред и нарушается конституционное право москвичей на благоприятную окружающую среду;

2) Невыполнение обязанностей по постановке сформированных объектов территорий природного комплекса Москвы, границы которых в установленном порядке были утверждены Правительством Москвы и закреплены линиями градостроительного регулирования, на кадастровый учёт создаёт благоприятные условия для нарушений в сфере земельных отношений -  отчуждения экологически значимых территорий под нецелевое использование;

3) В результате проводимой в настоящее время градостроительной политики в части существенного постоянного сокращения площади озелененных территорий в Москве нарушены нормативы необходимой площади озелененных территорий общего пользования, что влечет ухудшение состояния окружающей среды и здоровья москвичей;

4) Сокращение площади природного комплекса Москвы, изъятие природных компонентов экологически эффективных территорий ведет к нарушению и деградации регионального экологического каркаса, уничтожению биологического разнообразия как основы жизни и воспроизводства живой природы в Москве, увеличению загрязнения окружающей среды, повышения антропогенной нагрузки на экологически значимые территории,  существенному увеличению рисков возникновения  экологически опасных последствий;

5) Сокращение площади озелененных территорий общего пользования под размещение капитальных и непрофильных объектов неправомерно.

7. Рекомендации

1. Просить Общественную палату РФ обратиться в Правительство Москвы с рекомендациями:

- отменить неправомерно принятые решения (действие выпущенных Постановлений правительства Москвы) о непрофильном использовании, застройке, уменьшении площади территорий общего пользования природного комплекса Москвы - размещении и строительстве на территориях Природного комплекса Москвы объектов, не соответствующих их целевому средозащитному, природоохранному и рекреационному назначению;

- изменить статус вошедших в состав Москвы в 2012 г. лесов лесного фонда и отнести их к защитным лесам категории «городские леса»;

- дать поручение уполномоченным органам исполнительной власти Москвы в возможно короткий срок поставить на кадастровый учёт все объекты ПК в утверждённых Правительством Москвы границах по состоянию на 01.01.2011 г., с соответствующим статусу и целевому назначению территории видом разрешённого использования - «для размещения скверов, парков, городских садов», функционально – зона охраняемого природного ландшафта, зона природных и озелененных территорий общего пользования, сформированных в установленных границах;  не допускать их нецелевого использования.

4. Учитывая множественность проблем, а также сложившуюся в Москве практику неправомерного нецелевого использования экологически и социально значимых территорий ПК, что влечёт за собой возникновение конфликтных ситуаций как между общественными объединениями, требующими безусловного соблюдения законодательства при использовании указанных территорий, и Правительством Москвы, так и между различными группами населения, просить Общественную палату РФ создать постоянно действующую рабочую группу по проблемным ситуациям при использовании территорий ПК.


[1] Постановление правительства Москвы № 889-ПП от 27 октября 1995 года «Об Основных направлениях сохранения и развития территорий Природного комплекса Москвы»

[2] Постановление правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 38 «О проектных предложениях по установлению границ природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий»

[3]   Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. № 825-ПП «О схеме рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы» 

[4]   Постановление правительства Москвы № 996-ПП от 13 ноября 2007 года «О Генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года»   

[5]  Постановление Правительства Москвы № 714-ПП от 21 августа 2007 года «О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Москве»

[6]  Постановление Правительства Москвы № 878-ПП от 30 сентября 2008 года «О ходе реализации схемы сохранения и реализации территорий природного комплекса Москвы»