Строительство в Москве 200 православных храмов — крупнейший проект Церкви и государства со времен их отделения друг от друга — может стать для многоконфессионального мегаполиса сильнейшим раздражителем. По мнению одних, это глобальное строительство ущемляет права представителей иных религий, другие уверены, что в государстве, где 90 процентов жителей относятся к православным, право решать остается за ними. О том, что принесет обществу этот неоднозначный проект, дискутируют председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата епископ Подольский Тихон и директор Института религии и права Роман Лункин
С одной стороны
Владыка Тихон: «Столица находится на последнем месте среди всех российских городов по количеству храмов на душу населения»
Владыка Тихон, что подвигло церковные власти заняться столь масштабным проектом?
— Отчасти проект призван восстановить историческую справедливость. В советские годы было разрушено около тысячи московских храмов и монастырей. Кроме того, столица находится на последнем месте среди всех российских городов по количеству храмов на душу населения — в среднем один на 40 тысяч человек. По России — один на 11 тысяч. Потому появилась идея построить двести новых церквей. Но это только начало — для того чтобы Первопрестольная приблизилась к среднероссийскому показателю, необходимо построить 591 храм. Ставить их надо в спальных районах города, где ситуация особенно острая. В центре храмов хватает, а в Митине, например, один храм приходится на 136 тысяч человек, в Люблино — один на 152 тысячи.
— Особенно поражает в этом проекте то, что церкви будут типовыми, как панельное жилье...
— Это не так. Над проектами работают три организации: «Моспроект-2», «Моспроект-3», а также Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования. Они создали порядка тридцати проектов, в основе которых лежат лучшие традиции церковного зодчества, и у каждого из них есть еще несколько вариантов. Все они обсуждаются: мы с архитекторами находимся в постоянном контакте. Здания будут строить и из бетона, и из кирпича, по-разному, но все по высшему классу капитальности, на века. Облик храмов ведь не конструкция решает, а внешнее и внутреннее убранство. А оно всегда неповторимо. Но важно и другое: храмы будут еще и удобными для прихожан: появятся пандусы для инвалидов, комнаты матери и ребенка, раздевалки. Мы строим не просто храмы, а храмовые комплексы, то есть будет еще дом причта, где приход сможет осуществлять работу с детьми, молодежью, поддерживать страждущих и нуждающихся.
— Как быстро планируете осуществить столь масштабный проект?
— Трудно сказать, на какой точно срок будет рассчитана вся программа. На каждый из объектов отводится от 14 месяцев до полутора лет. Судя по темпам, которые показывают строители, мы можем поставить 61 объект уже за полтора года. Строительство состоит из трех очередей. В первую входит 61 участок, на 19 площадках начнутся работы в этом году. Кое-где можно видеть только котлован, а где-то уже есть цокольный этаж. На улице Мельникова, например, подрядчиками уже назван срок завершения строительства — это июнь следующего года, на Полярной — сентябрь. Вторая очередь включает в себя 77 участков. Участки третьей очереди только изучаются — будет ли там жилой массив, какова транспортная ситуация, идут согласования, ведь может оказаться, что на участке находятся коммуникации или москвичи не хотят, чтобы здесь появился храм.
— А их спрашивают?
— Конечно. Наш проект — это инициатива снизу. Мы строим там, где люди просили построить. Церковь учитывает мнение жителей и действует в соответствии с буквой закона. 65 участков уже прошли через процедуру публичных слушаний. Мы не действуем тайно, а, напротив, хотим придать гласности строительство храма, ведь без помощи людей нам не обойтись. Строить будем всем миром.
— Не могли бы вы приоткрыть тайну, на чьи деньги идет строительство?
— Всегда храмы строили на пожертвования — как простых людей, так и богатых. Уже в новой истории России есть уникальные меценаты, которые построили не 1—2, а десятки храмов. Широкая общественность часто не знает их имен, потому что они не для людской славы стараются. И еще одна важная мысль: участие в строительстве нужно заслужить. Жертвуя, человек дает взаймы Богу, а он ни у кого в долгу не останется. Награда ждет и того, кто дал мало, и того, кто много. Цифры не важны. Главное, чтобы жертва была от чистого сердца.
— Ходят слухи, что одним из жертвователей стал известный дагестанский бизнесмен, мусульманин по вере. Чем он заслужил возможность участвовать в строительстве церквей?
— Очень хорошо, что этот человек осознает такую потребность. Он видит, что в мире и согласии мы будем жить тогда, когда поймем, что в основе нашей жизни должны лежать базисные нравственные ценности. Понимая это, он участвует в строительстве не казино или рынка, а в возведении храма. Многие представители других конфессий жертвуют, зная, что религиозные ценности вечны. Вчера вот, например, иудей приходил.
— Интересно, как в случае с пожертвованиями соблюдать сроки строительства? Ведь может так случиться, что никто не жертвует, а строить надо...
— В отличие от светского финансового ведомства у нас есть очень мощный инструмент регулирования всех затруднений — молитва. Смею вас заверить, это гораздо надежнее любых банковских гарантий. Я ежедневно получаю звонки с просьбой о встрече, дабы обсудить участие того или иного человека и организации в строительстве храма. Для того чтобы осуществлять строительство и проводить расчеты с исполнителями программы, создан фонд поддержки строительства храмов. Пожертвовать деньги в фонд может каждый желающий.
— Как планируете отблагодарить жертвователей? Наносить их имена на стены новых церквей?
— Мы действительно запечатлеваем имена жертвователей на стенах храмов. А еще на заседании попечительского совета было высказано пожелание одного из его участников, обращенное к Святейшему Патриарху Кириллу и к мэру Сергею Собянину, строить храм в честь того или иного святого, имя которого носит жертвователь. Возражений по этому поводу не было.
— Если есть проект строительства православных храмов, то должны появиться и проекты строительства мечетей, синагог, дацанов и так далее. Согласны?
— По данным исследований, до 90 процентов москвичей считают себя православными. Учитывая такое количество православных, неэтично поднимать вопрос о неком равенстве. Да, мы равны перед законом, но удовлетворять нужды той конфессии, представителей которой в столице большинство, надо в первую очередь. Вот скажите, кто поддержит равное количество мечетей и православных храмов в Чечне или Дагестане? Конечно, там мечетей должно быть больше. Кто будет выступать против строительства буддистских храмов в Монголии или синагог в Израиле?.. Надо опираться на существующее положение дел.
С другой стороны
Роман Лункин: «Церковь и аппарат Московской патриархии становятся заложниками действий власти»
Роман Николаевич, насколько богоугодное, на ваш взгляд, дело сегодня совершается в Москве?
— Безусловно, само по себе строительство храмов не может быть плохим, вызывающим или наносящим вред обществу. Никто не против того, чтобы в Москве было больше церквей. Данные столичного управления МВД подтверждают, что во время православных праздников церкви переполнены. Храмов в самом деле не хватает. Но меня тревожат несколько моментов. Сама инициатива была заявлена как совместный проект Церкви и власти. Думаю, что это задевает верующих, которые не хотят видеть в лице Московской патриархии церковных бюрократов, использующих светскую власть как инструмент для продвижения своих идей. Все решения принимаются административным путем. Я как социолог уверен, что большинство людей, устраивающих пикеты против Московской патриархии, искренне считают себя православными. Но никто с людьми не разговаривает, не объясняет им своих позиций, не посвящает в планы — ни епископы, ни викарные архиереи. Если представители Церкви не могут грамотно работать с прихожанами, то для чего вся эта затея? Чтобы в спальном районе что-то построить и зарабатывать деньги на обрядах венчания, крещения и отпевания?
— Есть конкретные примеры сопротивления строительству храма? И что при этом делают московские чиновники?
— В Строгино жители района вышли на улицу и резонно заявили, что не хотели бы появления культового здания на месте детской площадки. А власти ведут странную религиозную политику, как ни парадоксально это словосочетание в светском государстве. Чиновники широко поддерживают инициативы только одной РПЦ, хотя у нас есть Конституция, где прописано равенство всех религий, есть Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и, наконец, Закон «О государственной гражданской службе», где указано, что чиновник не может использовать служебное положение в интересах какой-либо религиозной организации или идеологии. Когда проект стал развиваться и патриархия начала обсуждать его с мэрией, я заявлял, что власти Москвы, безусловно, могут способствовать строительству двухсот храмов, но нужно собрать представителей различных конфессий и религиозных организаций, существующих в городе. Было бы правильно, если бы мэрия поддержала своим авторитетом появление культовых зданий и для них. Этого не произошло. А ведь у старообрядцев, например, тоже есть дефицит в квадратных метрах. У католиков такая же проблема — храм в Милютинском переулке им до сих пор не передали, в то время как православным отдали все, что можно. Есть еще баптисты, пятидесятники, целый ряд организаций, относящихся к евангельской церкви, которые арендуют дома культуры, кинотеатры. Это свидетельствует о нарушении принципа конституционного равенства религий перед законом. Но, к сожалению, практика строительства мечети в Москве показала, что чиновники боятся религиозной темы вообще, стараются от нее дистанцироваться. Такой подход привел к конфликту при попытке строительства мечети в Текстильщиках. Из-за отсутствия диалога народа и власти люди резко воспротивились ее появлению. Если бы приехал муфтий, один из викарных епископов, чиновники, то обязательно бы договорились с народом. И мечеть бы построили, и жили бы мирно. По моему мнению, ситуацию полного невежества нужно переломить. Иначе властью будет упущено много конфликтных ситуаций, которые возникают на религиозной и межнациональной почве.
— Как построить храмы и при этом избежать проблем?
— Все 200 проектов должны пройти через общественные слушания. Пока ни сам факт появления нового храма, ни площадки под него не обсуждаются с жителями. К тому же создается фонд, в который под давлением чиновников предприниматели вносят средства. Несмотря на все заявления, что все строится на пожертвования, на места закладки храмов приезжают люди из столичных строительных компаний, которые дают обещания, что фундамент будет готов уже завтра. Один из храмов на Мичуринском проспекте вообще строится при поддержке ФСБ. Ясно, что проект одобряют на самом высоком уровне, и бизнесу остается соответствовать.
— Но что в этом плохого?
— Опасность состоит в том, что церковь и главным образом аппарат Московской патриархии становятся заложниками действий власти. От этого страдает имидж Церкви. Выясняется, что она может осуществить свои проекты только с помощью государства, а не с помощью своего реального авторитета, поддержки приходов и общин.
С сайта http://www.200hramov.ru/
Источник: журнал «Итоги»