Церковь в России проявляет все больше активности, пытаясь в полном соответствии с чаяниями Никиты Михалкова слиться с государством в симфонию. Однако их могущество до сих пор не беспредельно: например, как выяснили корреспонденты "Власти", в Москве забуксовал проект строительства 200 быстровозводимых храмов.

 

Олег Кашин, Павел Коробов

 

Видимо понимая, что словосочетания "быстровозводимый храм" и тем более "храм шаговой доступности" (шаговой доступности, как известно, бывают круглосуточные магазины формата "спиртное и сигареты") звучат странно, авторы идеи массовой церковной застройки Москвы сначала пытались называть такие храмы обыденными — мол, существовала же на Руси традиция строить маленькие храмы "об один день". Но "обыденный храм" звучит еще более странно, чем "быстровозводимый", поэтому название не прижилось — в отличие от идеи.

 

Впервые она прозвучала еще два с половиной года назад, весной 2008 года, когда неизвестная до того времени организация под названием "Российский клуб православных меценатов" провела презентацию своей программы "Семь храмов в один день". Группа бизнесменов, обеспокоенная "дефицитом культовых сооружений", объявила о разработанной по их заказу технологии сверхбыстрого ("об один день" — это не метафора, представители клуба уверяли, что на возведение каждого храма им потребуется всего 24 часа) строительства храмов для густонаселенных спальных районов. Сооружать такие храмы предполагалось из деревянного бруса, стоимость храма высотой 12 м и площадью 49 кв. м авторы идеи оценивали в 2 млн руб. На вопросы об источниках финансирования отвечали уклончиво. Московская патриархия (узнавшая, впрочем, о программе ускоренного строительства от журналистов) идею поддержала, и именно тогда, весной 2008 года, пресс-секретарь патриархии Владимир Вигилянский в интервью "Коммерсанту" впервые назвал цифру: 200 храмов, по мнению Русской православной церкви (РПЦ), не хватает одной только Москве.

 

Однако чудо-храмами Москву так никто и не застроил. Первый и единственный храм (храм Сретения Господня), построенный по "обыденной" технологии, был освящен в декабре 2008 года в конце Щелковского шоссе, на территории предприятия, возглавляемого одним из членов меценатского клуба — Андреем Гусаровым. С тех пор о проекте "Семь храмов в один день" больше никто ничего не слышал. Но о дефиците православных храмов и необходимости быстрого возведения большого их количества Русская православная церковь по-прежнему говорит, и даже цифра — 200 храмов — звучит все та же, хотя автором идеи считается теперь патриарх Кирилл, возглавивший РПЦ примерно через год после презентации обыденных храмов. "Строительство 200 храмов в Москве — это инициатива патриарха Кирилла,— говорит Владимир Вигилянский.— Вступив на патриарший престол, он стал не только предстоятелем Русской православной церкви, но и правящим архиереем города Москвы. Он сразу выявил, что Москва из всех субъектов федерации по количеству храмов на душу населения стоит на последнем месте".

 

Антон Палеев, возглавляющий в Мосгордуме комитет по делам общественных и религиозных объединений, говорит даже о существовании специальной программы массовой застройки Москвы православными храмами — правда, по его словам, "документа, который можно было бы назвать такой программой, не существует в природе, просто есть некий набор поручений и распоряжений, касающихся строительства новых храмов в зависимости от имеющегося финансирования". Сколько существует таких поручений, Антон Палеев не знает, но уверен, что о 200 храмах речи быть не может: "35-50, максимум 60, не больше". "Серьезность проекта зависит от финансов, которые будут предоставлены на него церковью,— говорит Палеев.— Финансирование должно осуществляться через некоммерческий фонд, в который будут вносить свои деньги благотворители и коммерческие структуры".

 

"Церковь целиком берет на себя финансирование строительства этих храмов",— подтверждает Владимир Вигилянский. По его сведениям, городские власти уже выделили церкви 50 земельных участков в разных районах Москвы. "В церкви понимают, что возведение большого количества храмов потребует огромных денег,— говорит Вигилянский,— поэтому патриарх предложил возводить конструкции из бетона. Предусмотрено от 40 до 50 видов конструкций вместимостью от 100 до 500 человек". Антон Палеев уже видел проект храма площадью 800 кв. м и стоимостью 60 млн руб.: "Типовой храм — это здание на основе владимирско-суздальского зодчества, выполненное из железобетонных панелей, прошедших внешнюю обработку. Панельное строительство — это очень быстро и недорого. Что до владимирско-суздальского стандарта — церковь и город сошлись в том, что эта разновидность зодчества интересна прежде всего тем, что не похожа ни на один из существующих в мире архитектурных стилей". Сколько времени потребуется на возведение одного типового храма, Антон Палеев не знает, но говорит, что "все зависит от усердия", и приводит в пример московскую соборную мечеть, построенную в 1904 году за пять месяцев "с учетом тогдашних технологий".

 

  Покорить новое московское начальство православной церкви пока не удалось
Православная общественность проект застройки Москвы храмами приветствует. Вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры Степан Медведко говорит, что "в Москве существует дисбаланс: в исторической части города много храмов, но мало жилых домов, а в новых районах много жилых домов, но мало или вообще нет храмов". "В Москве 50% жителей — православные, им важна шаговая доступность к храмам. Аномально, когда людям приходится ехать в другой район, чтобы помолиться. А что делать, например, пожилым людям, инвалидам, которым трудно передвигаться на большие расстояния?" — продолжает Степан Медведко.

 

Критики обращают внимание на то, что городская программа строительства храмов будет организована в привычном для Москвы формате точечных застроек без учета мнения горожан. "Местных жителей,— считает директор Института религии и права Роман Лункин,— префектуры, как обычно, спрашивать вообще не будут. Акции протеста граждан против возведения храмов в скверах и парках уже проводились во Владимире, Петербурге и Екатеринбурге, других городах. Скоро придет очередь и Москвы". Антон Палеев не спорит: "Других мест, кроме зеленых зон и перекрестков дорог, для строительства храмов нет, и это в любом случае затронет интересы местных жителей". Однако обещает, что каждый храм, прежде чем его начнут строить, "пройдет через процедуру общественных слушаний, как того требует закон". Впрочем, до сих пор (если не считать показательных случаев последних недель, когда городские власти, демонстративно избавляясь от наследства Юрия Лужкова, остановили несколько наиболее скандальных строек) общественные слушания не слишком мешали каким-либо строительствам.

 

"Ключевые вопросы: кто будет ходить в храмы и сколько верующих в столице? — говорит Роман Лункин.— В Москве, по данным ГУВД, от 150 тыс. до 200 тыс. человек ежегодно посещают пасхальные службы и крестные ходы. Это не значит, что все эти люди ходят в храм на литургию по воскресеньям, таких убежденных верующих от силы 10% от общего числа. Для них ли будут строиться храмы? В том-то и дело, что нет. Церкви собираются строить авансом в спальных районах: все равно кто-то будет крестить детей, отпевать умерших, покупать свечи". "Даже если в Москве 15 тыс. человек постоянно посещало бы храмы, в церквях всем верующим места не хватило бы чисто физически",— считает Лункин.

 

Сейчас в Москве открыто 253 общедоступных православных храма. "С тем, что это мало, никто не спорит, но норму — сколько храмов должно приходиться на тысячу жителей — высчитывает сама РПЦ, и статистика у нее тоже своя,— говорит Антон Палеев.— По данным РПЦ, в Москве 10 млн православных. В любом случае обязательное условие строительства храма — наличие в районе православной общины. Там, где нет общины, не будет и храма". Православные общины при этом существуют во всех районах Москвы.

 

Первый храм "владимирско-суздальской" железобетонной серии должны заложить в День народного единства, 4 ноября, на Южнобутовской улице. Закладка храма планировалась давно — предполагалось, что в ней примет участие мэр Москвы Юрий Лужков, но за месяц до торжественного события мэр утратил доверие, Москву возглавил Сергей Собянин, и Антон Палеев, говоря о проекте, каждый раз оговаривается: решение принималось прежним мэром (имени Юрия Лужкова в Мосгордуме стараются лишний раз не произносить). Как относится к массовому храмовому строительству Сергей Собянин, пока никто не знает. Источники "Власти" в правительстве города отмечают только, что, ознакомившись с планами сооружения 60 храмов в спальных районах, Собянин сказал, что запрещает строить в зеленых зонах.

Курировавший религиозные вопросы в правительстве Москвы заместитель мэра Сергей Байдаков теперь назначен префектом ЦАО. Поэтому храмы будет (или не будет) возводить уже совсем другой, пока неведомый чиновник. А поскольку у нового мэра явно много дел и все — важные, может так статься, что программа массового строительства храмов так и останется нереализованной. И Москва не узнает, что такое "владимирско-суздальское зодчество из типовых железобетонных панелей".

Еженедельник "Коммерсантъ", №43 (897), 01.11.2010


Подробнее: http://www.kommersant.ru/Doc/1529928