Важнейшей проблемой нашей страны сегодня стала несменяемость власти, порождаемая ею коррупция и, как следствие, несправедливое распределение общественного блага, замедление технического и социального прогресса, международная изоляция, экономический кризис.
Подобная несменяемость привела к фактической отмене разделения властей, к созданию неэффективной версии корпоративного государства. Именно поэтому целью демократического политика должна быть не сама власть, ее полномочия и возможности, а сокращение властных полномочий президента и всей исполнительной власти, ограничение всех инструментов диктата и произвола.
Такая постановка вопроса невозможна без постоянного взаимодействия и сотрудничества всех демократических сил при всей разнице их идеологических установок и несмотря на персональные амбиции их лидеров. Зарегистрированные и незарегистрированные партии, общественные организации, в том числе неполитические, лидеры местного самоуправления — все они должны стать частью широкого общественного диалога, цель которого сформулировать видение обновленного государственного устройства России, предложить реальную альтернативу консервативно-изоляционистской стратегии сегодняшних властей.
Эта платформа — только одна из возможных позиций в этом диалоге и призыв его возобновить с учетом всех предыдущих ошибок и разногласий, в частности опыта объединенной оппозиции 2011–2012 годов.
Публикуемые сегодня положения программы разработаны независимыми экспертами и партией «Гражданская инициатива», прошли первое обсуждение на дискуссионных круглых столах в рамках кампании. Эта работа продолжается, и, приглашая принять в ней участие всех российских граждан, наша команда будет уточнять и дополнять этот документ до самого окончания избирательной кампании.
Ксения Собчак
- Россия должна стать европейским светским демократическим федеративным государством с рыночной экономикой, защищающим права и свободы граждан. Россия является неотъемлемой частью Европы географически, исторически и культурно. Мы должны жить согласно общеевропейским законам и ценностям — именно такой путь обеспечит нам и независимость, и процветание.
- В России должны быть созданы и защищены демократические институты, обеспечено разделение властей, гарантированы гражданские свободы, сменяемость власти и неприкосновенность частной собственности.
- Мирные и добрососедские отношения с другими странами — главный приоритет внешней политики России, благосостояние граждан — основная цель ее экономической политики.
- Без активного и настойчивого внедрения подлинных демократических принципов и механизмов нельзя решить ни одной из долгосрочных задач развития России — ни в сфере экономики, ни в социальной жизни, ни во внешней политике. Поэтому возрождение демократии — центральный элемент нашей избирательной программы.
- Все законы и подзаконные акты, административные решения и правоприменительная практика, запрещающие или усложняющие гражданам проявление политической воли и инициативы, должны быть пересмотрены.
- Все законы или подзаконные акты, так или иначе ограничивающие права людей в зависимости от их политических или религиозных взглядов, пола, национальности, сексуальной ориентации, профессиональной деятельности или места проживания, должны быть отменены.
- Все ограничения, накладываемые на граждан России в связи с местом рождения, наличием иных гражданств, судимости в прошлом и т. д., за исключением случаев национальной безопасности, должны быть отменены.
- Любая демократическая реформа должна начинаться с освобождения и реабилитации всех политических заключенных и упразднения «антиэкстремистских» статей № 280 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Политическая реформа
- Политическая демократия в России невозможна без последовательной реализации принципа разделения властей на всех уровнях. Должны быть законодательно и на практике ограничены полномочия каждой из трех ветвей власти, попытки узурпации полномочий или вмешательства исполнительной власти в деятельность законодательной и судебной должны преследоваться по закону.
- Перед Россией стоит задача перехода от суперпрезидентской республики, где полномочия всех ветвей власти фактически и неизбежно концентрируются в руках одного человека, к полноформатной парламентской демократии. В настоящее время этот переход потребует внесения изменений в главы Конституции — с третьей по восьмую. В дальнейшем необходима реформа Конституции России.
- Парламент, а не президент Российской Федерации должен формировать высший орган государственной власти — федеральное правительство, в том числе назначать руководителей российской дипломатии и силовых структур, а также контрольных органов и Центрального банка.
- Должны быть законодательно и на практике ограничены права всех силовых структур. Их руководство и финансирование должно быть максимально прозрачным и подотчетным парламенту и Счетной палате.
- Необходимо ограничить пребывание любого избираемого должностного лица всех уровней исполнительной власти на одной должности двумя установленными законом сроками в течение жизни.
- Законодательно установить процедуры отзыва и импичмента избираемых должностных лиц и депутатов парламентов всех уровней.
- Использование административного ресурса для воздействия на выборы, референдумы и иные формы волеизъявления граждан, а также фальсификацию итогов такого волеизъявления следует признать тяжким уголовным преступлением с пожизненным запретом занимать государственные должности.
- В целях демократизации избирательного процесса целесообразно разрешить выдвижение кандидатов на выборах всех уровней не только от партий, но и от избирательных блоков (в том числе образованных общественными организациями), а также самовыдвижение.
- Необходимо законодательно и на практике обеспечить равные условия допуска к выборам всех уровней любых зарегистрированных партий, регистрация которых должна быть принципиально упрощена.
- Необходимо снизить избирательный порог доступа в Госдуму и региональные законодательные собрания по партийным спискам и блокам до 3%.
- Предлагается сделать выборы по одномандатным округам единственной формой выборов на муниципальном уровне, перейти к формированию Государственной думы по смешанно-связанной системе, а Совета Федерации — на основе прямых всеобщих выборов.
- Госдума может быть распущена президентом с назначением новых выборов, если в течение 60 дней с момента первого заседания она не смогла сформировать правительство.
- Выборы глав субъектов Федерации должны стать прямыми, со сбором подписей для самовыдвиженцев и без такового для кандидатов от партий, представленных в законодательных собраниях соответствующего региона. Так называемые муниципальные фильтры должны быть отменены.
- Необходимо вернуть право граждан на голосование «против всех» на выборах всех уровней.
- Для общественных организаций следует максимально упростить заявительный принцип регистрации и существенно снизить государственный контроль их деятельности.
- Должны быть законодательно и на практике защищены права общественного и политического представительства меньшинств, толерантность к различиям должна стать нормой политической и деловой этики, одной из основ социального взаимодействия.
- Россия как демократическая страна должна решительно отказаться от тоталитарных символов и образцов. Необходимо захоронить Ленина, законодательно запретить оправдание Сталина и репрессий 20–50-х годов XX века.
- Государство должно отказаться от своей нынешней монополии на инструменты пропаганды. Государственное владение средствами массовой информации должно быть законодательно ограничено как по отраслевому, так и по региональному признаку.
- Необходимо отменить законы, ограничивающие деятельность граждан и юридических лиц в современных коммуникационных средах, отказаться от присвоения статуса иностранного агента средствам массовой информации и некоммерческим организациям.
- Частное владение средствами массовой информации должно подлежать строгим антимонопольным ограничениям, в особенности в электронных СМИ лимитированного частотного спектра. Все иные ограничения на владение средств массовой информации должны быть сняты.
Федерализм
- Для создания подлинных федеративных отношений между субъектами в среднесрочной перспективе необходимо разработать, заключить и ратифицировать законодательными собраниями регионов новый федеративный договор, четко определяющий дух федеративных отношений в России и твердый порядок взаимодействия субъектов Федерации между собой и с федеральным центром.
- До этого необходимо незамедлительно вернуть конкурентные выборы на все уровни региональной и федеральной власти. Президент не должен иметь право назначать или рекомендовать кандидатов в губернаторы и отправлять глав субъектов в отставку.
- Приостановление полномочий губернатора, нарушившего закон, может быть функцией парламента или законодательного собрания региона, а также Конституционного суда.
- Регионы должны восстановить право на собственные законодательные практики, не вступающие в прямое противоречие с обновленной федеральной Конституцией. Должны получить поддержку региональные институты развития.
- Неконституционные региональные образования, в частности федеральные округа, и связанные с ними государственные должности и структуры должны быть упразднены. В перспективе может быть решен вопрос укрупнения субъектов Федерации путем их объединения на добровольной основе, в том числе с целью выравнивания уровня экономического и социального развития регионов.
- Парламенты регионов (субъектов Федерации) должны избираться прямым голосованием граждан по пропорциональной или смешанно-связанной системе в соответствии с законодательными актами конкретного региона.
- Для восстановления реального, а не фиктивного федерализма необходимо изменить распределение доходов между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления в пользу бюджетов регионов, скорректировать соотношение федеральных и региональных налогов. Для этого, в частности, предлагается отнести НДФЛ в федеральный бюджет, а НДС и налог на прибыль — в бюджеты региональные.
Судебно-правовая реформа и силовой блок
- Судебная система России не будет справедливой без обеспечения ее полной независимости от других ветвей власти. Руководители (председатели) судов всех уровней, включая Конституционный и Верховный, должны избираться тайным голосованием судей — членов этих судов.
- Ротация председателей судов должна стать обязательной, а их полномочия должны быть ограничены законом. Рядовые судьи должны быть избавлены от влияния со стороны председателей судов. Должна быть серьезно реформирована система профессиональной подготовки судей, которая обеспечит приход в судебную власть юристов широкой квалификации, а не клерков из аппарата суда.
- Мировые судьи должны избираться гражданами прямым и тайным голосованием.
- Необходимо значительное расширение применения судов присяжных.
- России необходима глубокая реформа силовых структур, делающая их реальным защитником граждан, а не орудием сохранения власти и передела собственности.
- Важной целью реформы правоохранительных органов должно стать разделение силовых структур и бизнеса, остановка силового передела собственности, искоренение коррупции в этих структурах по успешному примеру части постсоветских стран и с использованием лучшего мирового опыта.
- Необходимо привлечь к формированию муниципальной полиции и контролю за ее деятельностью органы территориального общественного самоуправления.
- Россия должна располагать эффективными, профессиональными, мобильными вооруженными силами, комплектующимися исключительно на контрактной основе.
- Необходима отмена экстерриториального принципа службы, недопустимого для контрактной армии.
- Сокращение вооруженных сил должно сопровождаться увеличением оплаты труда и улучшением социально-бытовых условий службы для оставшихся военных.
- России необходима современная европейская пенитенциарная система. Ее созданию должна предшествовать широкая амнистия заключенным по ненасильственным уголовным преступлениям, отдельно — женщинам и пожилым людям.
- Необходимо последовательно либерализовывать и само уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Нужно расширить практику запрета на помещение под стражу до решения суда по делу — особенно по преступлениям, не связанным с насилием и терроризмом, а также чаще применять меры домашнего ареста и общественных работ, условно-досрочного освобождения, штрафов и пр.
- Важнейшим инструментом улучшения качества госуправления, безусловно, является повышение ответственности чиновников за преступления и злоупотребления, совершенные на государственной службе. Главной мотивацией чиновника должно стать желание служить отечеству, жажда самореализации, приобретение опыта. Любое мздоимство и иные корыстные действия должны пресекаться и наказываться. Ответственность должна носить как уголовный, так и административный характер, но при этом важнейшими инструментами должны стать гласность и общественная нетерпимость, потеря репутации, карьерное поражение коррупционеров и недобросовестных госслужащих.
- При этом на сегодняшний день вопрос о сменяемости власти, вопрос о возможности мирного перехода к демократизации государственного устройства не менее важен, чем вопрос ответственности. Должны быть разработаны единые гарантии безопасности и защиты от государственного уголовного преследования лиц, занимавших высшие государственные посты в стране, и членов их семей.
- Ответственность бюрократии, правящего политического класса и конкретных чиновников за свои неправомерные действия и бездействия не должна превратиться в орудие политической мести и стать причиной нового противостояния. Никакая групповая люстрация по формальным признакам принадлежности к определенной политической силе, партии, работе в определенном учреждении или определенным должностям не может быть причиной для поражения в правах — только персональная ответственность за конкретные правонарушения и преступления, установленная справедливым и независимым судом.
- Исходя из того, что Россия — европейское государство, признающее приоритет международного права, следует помнить, что государство не может и не должно препятствовать международным судебным процессам и трибуналам над своими гражданами в случае обвинения их в военных преступлениях, ущемлении прав человека и других случаях.
- России необходимо полностью ратифицировать Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, включая необходимость доказательства чиновниками законности происхождения своих денежных средств и имущества.
Свобода предпринимательства и экономический рост
- Государство должно не контролировать, а регулировать экономику. Не бюрократия, а частный капитал и компетентный менеджмент должны управлять предприятиями и корпорациями.
- Для повышения эффективности российской экономики крупные государственные корпорации и госмонополии должны быть поэтапно приватизированы с жесткими антимонопольными ограничениями. Порядок и календарь приватизации должны быть разработаны с целью максимизации доходов государства от приватизации и создания прозрачных правил в каждой из реформируемых отраслей. Участие государства в большинстве предприятий должно быть ограничено блокирующими пакетами.
- Частная собственность должна быть защищена законом. Пересмотр любого владения и национализация возможны только на возмездной основе на основании независимых рыночных оценок.
- С целью повышения эффективности и прозрачности деятельности естественных монополий необходимо введение обязательных открытых конкурсов на занятие высших управленческих должностей таких компаний с допуском к участию в данных конкурсах международных специалистов.
- Реформа налогового и регуляторного законодательства и практик должна стимулировать развитие частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, технологическое и инновационное развитие предприятий вплоть до налоговых каникул для вновь создаваемых предприятий и компаний, осуществляющих инновационные проекты.
- По опыту американского закона Бая — Доула предлагаем разрешать гражданам и налоговым резидентам России — создателям новых технологических решений, разрабатывающим их в том числе за счет государственных грантов, получать полную собственность на патенты. Государство многократно возместит свои затраты за счет налогов на прибыль и прирост капитала.
- Мы выступаем за поэтапное, но радикальное изменение характера регулирования большинства отраслей производства и сферы услуг. Большинство правил техники безопасности, пожарных инструкций и требований санэпиднадзоров и т. д. должны быть упрощены вплоть до отмены, а ответственность предпринимателей, производителей и эксплуатантов объектов инфраструктуры и иных средств производства значимой частью должна лежать не в поле административной и уголовной ответственности, а в поле гражданской. На место коррумпированных государственных проверяющих из различных инстанций должны прийти специалисты страховых компаний и работники профильных общественных организаций, в случае необходимости апеллирующие к правоохранительным органам.
- Должен быть значительно уменьшен перечень лицензируемых видов деятельности.
- Важной задачей в сфере регулирования мы считаем распространение в России современных стандартов. В течение первого года реформ возможно полностью принять сертификацию в России любого промышленного оборудования и изделий, произведенных в странах — членах ОЭСР, без дополнительной сертификации. За четыре года можно полностью отказаться от ГОСТов и определить сроки окончательного перехода к стандартам, принятым в странах Европейского союза.
Бюджет и налоги
- Важнейшая задача — обеспечить предсказуемость налоговой политики при общей линии на снижение налогов юридических лиц. Необходимо активно использовать налоговые инструменты для перестройки структуры экономики и повышения ее эффективности, а также ликвидировать существующий разрыв в налоговом и бухгалтерском учете.
- Одной из важнейших задач является постепенная демилитаризация и дебюрократизация экономики. Траты на оборону, полицейские силы и государственный аппарат должны быть сокращены. За несколько лет реформ изменение этих статей бюджета должно высвободить для социальных и иных нужд до 1,5 трлн руб.
- Мы выступаем за снижение общей ставки страховых платежей работодателей с сегодняшних 30% до 24% при отмене регрессивной шкалы социальных отчислений — страховые выплаты становятся едиными для любых, самых высоких зарплат, тем самым уменьшая нагрузку на средний и малый бизнес, в себестоимости продукции и услуг которого велика доля невысоких зарплат.
- Мы предлагаем снизить и еще более диверсифицировать налог на прибыль, но в то же время повысить НДПИ на газ и распространить этот налог (с разной ставкой) на все сырьевые отрасли, а не только на добычу нефти и газа, производства золота и драгоценных камней. Он может быть распространен на добычу угля, металлических руд, минеральных удобрений, вырубку леса и иные отрасли. При правильном администрировании НДПИ прирост собираемости может составить до 1 трлн руб. ежегодно, что компенсирует частичное снижение налога на прибыль.
- Одна из главных задач в налоговой сфере — кардинально либерализовать налоговое администрирование. Необходимо обеспечить равноправие налогоплательщика и налоговых органов на уровне реального правоприменения, реализовать на практике принцип презумпции невиновности налогоплательщика, начислять штрафы только по решению суда.
- Нужно отменить практику безакцептного списания доначисленных налогов, если налогоплательщик обжаловал доначисление в суде, а также минимизировать штрафы за налоговые правонарушения, не имеющие прямых последствий для государственного бюджета. Необходимо отменить внесенные в Уголовный кодекс поправки о праве Следственного комитета возбуждать уголовные дела по налоговым правонарушениям без учета заключения налоговой службы.
- Претензии, предъявляемые к представителям бизнеса и компаниям со стороны государственных органов, должны рассматриваться вместе с вопросом об ответственности чиновников за ранее принятые решения, на основании которых действовали представители бизнеса.
Реформа пенсионной системы
- Основная цель реформы — довести размер средней пенсии до не менее 40% от средней заработной платы, что соответствует стандартам развитых стран и рекомендациям Международной организации труда.
- Реформа должна предусматривать налоговое стимулирование развития дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения, поддержку добросовестно работающих негосударственных пенсионных фондов, снятие с Пенсионного фонда любой финансовой нагрузки, не связанной с выплатой пенсий по старости.
- Необходимо сократить льготные категории пенсионеров среди чиновников и работников силовых ведомств, а также сократить число граждан, имеющих право на персональную государственную пенсию.
- Необходимо создать действенные механизмы мотивации граждан пожилого возраста для более отложенного выхода на пенсию путем значимого повышения пенсий, первая выплата которых приходится на более поздний возраст.
- На время переходного периода (до полной приватизации) предлагается направить часть прибыли государственных компаний, в частности от экспорта сырья, а в будущем — части доходов от приватизации непосредственно в Пенсионный фонд. В первую очередь эти средства предполагается использовать для накопительной части пенсий граждан старшего возраста. Необходимо использовать для страховой части пенсий части доходов от инвестирования средств Фонда национального благосостояния, особенно в период реформирования пенсионной системы и на последующем переходном этапе.
- Правительство и президент не должны иметь права на замораживание пенсионных накоплений граждан без одобрения парламента.
Образование и семейное право
- Образование должно стать главным приоритетом социальной политики в России. Расходы на образование в консолидированном бюджете РФ должны быть не менее 5% ВВП.
- Среднее образование должно давать равные стартовые возможности каждому ребенку, сглаживая имущественное и социальное неравенство в стране. Образование должно сочетаться с воспитанием свободного и ответственного гражданина и просвещением общества в целом.
- Коммерциализация образования должна быть остановлена. Государство должно взять на себя всю полноту финансирования необходимых реформ дошкольного и среднего образования при одновременном снижении бюрократического регулирования и установлении различных льгот для негосударственных образовательных институций.
- Обязательно освобождение государственного образования от идеологического диктата со стороны любых политических сил и институтов. Должен быть введен запрет на преподавание в государственных школах и вузах религиозных дисциплин и идеологических предметов. Религиозное образование может осуществляться только в негосударственных образовательных учреждениях, церковных и частных школах, семинариях, медресе.
- Необходимо введение простых и эффективных инструментов контроля работы преподавателей и учебных заведений, способствующих живому процессу обучения, избавлению от сегодняшней бюрократической перегруженности работников образования формальной отчетностью.
- Реформа должна предполагать диверсификацию форм среднего образования, поощрение выбора учеником предметных областей в старших классах.
- Несмотря на общенациональную полемику, мы считаем необходимым сохранение и развитие системы ЕГЭ, ее организационную и технологическую защиту от местничества и коррупции.
- При сохранении и стимулирования разнообразия форм школьного преподавания, сохранении самобытности и уникальных традиций российской школы в перспективе школьная реформа должна предполагать возможность унификации стандартов с общеевропейскими учебными заведениями, облегчение межгосударственного взаимодействия в сфере образования, взаимное признание аттестатов и дипломов.
- Мы предлагаем сокращение числа вузов с государственной аккредитацией за счет усиления требований к их работе с целью повышения качества высшего образования, поощрение интеграции российских университетов с институтами Академии наук, ведущими НИИ и КБ, с зарубежными университетами через программы подготовки студентов с двойными дипломами, а также расширение практики предоставления государством льготных образовательных кредитов.
- Крайне важным для страны является развитие системы профессионального среднего образования, в том числе введение дуальной системы профессионального образования, совмещающей учебу по специальности с работой на передовом предприятии. В этих целях предлагается налоговое и иное стимулирование участия бизнеса в подготовке кадров, особенно в среднем профессиональном образовании, а также в повышении квалификации и переобучении работников.
- Необходимо совершенствование системы защиты диссертаций и присвоения ученых степеней и званий. Требуется сокращение числа ученых советов и введение оплаты за работу в советах и экспертных комиссиях, равно как и отмена срока давности по пересмотру присвоения ученой степени из-за фальсификации научной работы.
- Реформа образования, изменения в семейном и налоговом кодексах должны совокупно облегчать и стимулировать создание частных детских садов, частных семейных детских домов и усыновление. Государственные детские дома-интернаты постепенно станут не нужны.
- Межгосударственные отношения не должны быть ограничением права ребенка на счастье и здоровье. Дискриминационные законы, запрещающие усыновление иностранными гражданами, должны быть отменены.
- Государство должно быть свободным от идеологических, эстетических и иных установок в деле поддержки и финансирования проектов в области культуры и просвещения. Решения о поддержке должны приниматься профессиональными советами с ориентацией на художественные и просветительские ценности проекта.
- Федеральное Министерство культуры должно быть упразднено, часть его функций может быть передано Министерству образования (просвещения). Вопросы сохранения культурного наследия должны быть переданы на региональный уровень.
- Российское общество — это объединение разных, но равных. Государство должно способствовать расширению инклюзии и активно бороться с дискриминацией и предубеждениями в законодательстве, политике, образовании и государственном устройстве. Методики образования и вся сфера государственных услуг должны учитывать и стимулировать совместное обучение, проживание, пользование инфраструктурой людей с особыми потребностями, разрабатывать специальные программы и регламенты, облегчающие их интеграцию. Система психиатрической помощи должна быть кардинально реформирована. Психоневрологические интернаты должны быть заменены развитой системой сопровождения по месту жительства.
- Любые дискриминационные законы и нормативные акты, ограничивающие права ребенка и молодого человека на знание, такие как закон о гей-пропаганде или запреты на сексуальное образование в школах, должны быть отменены.
- Необходимо внести изменения в законодательство, легализующие заключение и расторжение добровольных гражданских союзов между совершеннолетними вне зависимости от их пола и вероисповедания.
- Необходимо на практике установить и защитить равноправие полов в общественной и экономической жизни в стране. Ликвидировать существующую разницу в оплате труда и карьерных возможностях между женщинами и мужчинами, установить и обеспечить минимально допустимый порог гендерного соотношения среди работников и руководителей государственных предприятий и публичных компаний. Необходимо отменить существующий в России список из 456 видов работ, запрещенных для женщин.
- В среднесрочной перспективе послеродовой декретный отпуск в семьях должен быть в обязательном порядке равным образом поделен между двумя родителями на основе положительного опыта части европейских стран. Такая практика дополнительно защитит женщин при приеме на работу. Самостоятельные родители, воспитывающие детей в одиночку, должны получить большую поддержку со стороны государства.
- Необходимо изменить законодательство, направленное на борьбу с домашним насилием, защиту жертв, противодействие насилию в семье и его профилактику. В том числе установить порядок оказания услуг пострадавшим от насилия, ускоренного рассмотрения заявлений о домашнем насилии и принятия мер по защите потерпевших и свидетелей.
Экология и здравоохранение
- России следует ускорить и экономически стимулировать переход к экологически чистой энергетике, основанной на возобновляемых источниках энергии.
- Требования к экологической экспертизе инвестиционных (в первую очередь нефте- и газодобывающих) проектов должна быть ужесточена. Следует расширить привлечение граждан и гражданского общества к экспертизе градостроительной документации и генеральных планов развития территорий.
- Необходимо срочно провести ревизию мест сбора и переработки отходов, ввести бюджетное финансирование работ по их рекультивации, создать современную систему утилизации и переработки отходов, переходить к повсеместному введению раздельного сбора мусора.
- Мы предлагаем субсидировать развитие экологичных видов транспорта, в том числе через обеспечение налоговых льгот для производителей, импортеров и пользователей.
- Мы выступаем за реализацию новых комплексных программ в сфере здравоохранения, предлагая законодательно закрепить уровень бюджетных расходов на здравоохранение — не менее 6% ВВП.
- Несмотря на увеличение государственных расходов на медицину, необходимо создавать условия для существенного расширения частной врачебной практики и поддержки коммерческой медицины.
- Нашей целью является расширение видов и повышение качества медицинских услуг, предоставляемых в рамках системы обязательного медицинского страхования, введение единых стандартов их качества и доступности в разных регионах.
- Необходима государственная поддержка и стимулирование, в том числе налоговое, добровольного медицинского страхования, предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим добровольное медицинское страхование своих работников, а также страхующим себя гражданам.
- Врачей надо освободить от чрезмерной бюрократической нагрузки, в том числе с помощью внедрения систем электронного документооборота и создание единых баз данных.
- Необходимо срочное присоединение России к международным стандартам сертификации и эксплуатации медицинского оборудования и лекарственных средств.
- Признание медицинских дипломов стран — членов ЕС и упрощенный порядок получения иностранными специалистами права на работу в РФ — необходимое условие развития национального здравоохранения.
- В России идет генерализованная эпидемия ВИЧ: зарегистрировано 1,194 млн случаев инфицирования. Уже даже официально в более чем десяти регионах ВИЧ болеет как минимум 1% населения. Это весь Урал, Западная Сибирь, Поволжье. Сегодня не существует ни уязвимых групп, ни групп риска. Инфицироваться может любой. При этом государство не только не объявляет эпидемию, но и не обсуждает ВИЧ на государственном уровне. Государство должно незамедлительно признать эпидемию ВИЧ и обеспечить современными лекарствами каждого человека, живущего с ВИЧ и способного получать терапию. Государство должно взять на себя международные обязательства по борьбе с эпидемией, допустить профильные международные некоммерческие организации до работы в России и признать международные правила и методики в борьбе с ВИЧ.
- Государство должно признать эпидемию наркопотребления и легализовать признанную во всем мире в качестве эффективного инструмента борьбы с наркоманией и социализации наркопотребителя заместительную терапию под контролем врачей.
- По примеру многих европейских стран необходимо декриминализировать мелкий оборот психотропных препаратов растительного происхождения, в частности конопли.
Приоритеты внешней политики
- Россия — европейская страна. Наши естественные партнеры и союзники — европейские державы, демократические и процветающие страны. В интересах России — сильный, а не слабый Европейский союз. Нам нужно предпринять максимум усилий для восстановления партнерских отношений с Европой, имея как долгосрочную цель подписание соглашения об ассоциации с ЕС.
- Россия не должна стремиться к политической изоляции, играя роль европейской сырьевой базы. Россия должна стремиться к интеграции, на первых порах завоевывая право стать европейской производственной базой. Сотрудничество с европейскими странами принесет в Россию так необходимые нам технологии и инвестиции. Плотное производственное сотрудничество с европейским бизнесом поможет возродить в России дух предпринимательства в его современном виде, который в нашей стране пока так и не может созреть и который нам так необходим.
- Сегодня главная угроза национальной безопасности страны заключается не в военных приготовлениях НАТО, не в региональных кризисах и нестабильности, а в продолжающемся процессе технологического отставания России от передовых стран мира. Российская внешняя политика должна иметь своей целью практическое содействие социально-экономическому и технологическому развитию страны в условиях быстро меняющегося мира. Для этого необходимо радикально обновить процесс принятия внешнеполитических решений.
- Важнейшие внешнеполитические решения не должны приниматься за закрытыми дверями группой чиновников. Необходимо обеспечить участие в определении и реализации внешнеполитического курса страны российских регионов, различных секторов бизнеса, представителей независимых экспертных организаций и гражданского общества.
- Политику импортозамещения, ставшую следствием изоляции и контрсанкций, мы считаем стратегически бесперспективной. Она должна смениться стратегией развития производств, ориентированных на экспорт, стратегией полноценного включения в международную промышленную кооперацию и глобальные цепочки добавленной стоимости.
- Мы должны добиваться поэтапной отмены западных санкций, что откроет российским финансовым институтам доступ к международным рынкам капитала.
- России следует ратифицировать все конвенции ООН о правах человека и запрете жестоких методов ведения войны, а также статут Международного уголовного суда, активно координировать усилия и взаимодействие с мировым сообществом в борьбе с терроризмом, наркоторговлей, решительно отказаться от сотрудничества с диктаторскими режимами, равно как и с организациями, признанными международным сообществом террористическими.
- Россия должна безусловно признавать и выполнять решения Европейского суда по правам человека.
- Одна из приоритетных задач — упорядочение внешней трудовой миграции. Считая неэффективным введение рабочих виз для граждан СНГ, мы считаем обязательной государственную работу над культурной и социальной интеграцией трудовых мигрантов. А также создание обязательных программ обучения русскому языку и базовым основам российского законодательства, культуры, традиций, правил общежития, предоставление легальным мигрантам равных социальных прав с гражданами России, стимулирование переселения в Россию членов русскоязычной зарубежной диаспоры, последовательное пресечение неучтенной и нелегальной иммиграции.
- Защита прав трудовых мигрантов, повышение требований к работодателям, использующим иностранную рабочую силу, сбалансирует привлечение внешних трудовых ресурсов и внутринациональную занятость, заложит основы для более гармоничных межнациональных и международных отношений в этой сфере.
Прекращение необъявленных войн и конфликтов
- Россия устала от войн, милитаризма и ситуации «осажденной крепости», навязанных нам нынешней властью. Мы должны прекратить гибридную войну, которую сейчас ведет наша страна на востоке Украины. Мы настаиваем на незамедлительном возвращении на родину российских военнослужащих, в любом статусе присутствующих сейчас на территории Украины и Сирии. Необходимо незамедлительно обнародовать списки всех погибших на необъявленных войнах.
- Необходимо остановить пропаганду войны, формирование атмосферы ненависти и тотального противостояния в российском обществе, культивирование образа врага.
- Необходимо вернуть на родину всех военнослужащих, находящихся в плену в Украине. В качестве акта доброй воли и демонстрации российской готовности к конструктивным переговорам о ситуации на востоке Украины украинские граждане, задержанные Российской армией и спецслужбами в рамках этого конфликта, должны быть освобождены без предварительных условий.
- Возрождение демократии в России невозможно без решения вопроса о Крыме. Крым, согласно международному праву, является территорией Украины. Возможно, большая часть его жителей сегодня — русскоязычные граждане России, воспринимающие свою республику субъектом РФ. Для разрешения создавшейся ситуации может быть проведен референдум, порядок которого должен быть согласован Россией, Украиной и международным сообществом. Референдуму должен предшествовать период свободной общественной дискуссии и агитации на протяжении не менее года с момента согласования порядка проведения референдума.
Ксения Собчак благодарит всех экспертов, которые принимали участие в обсуждении платформы и круглых столах; особенно Андрея Нечаева, Елену Лукьянову, Владислава Иноземцева и Станислава Белковского.