С сайта http://www.echo.msk.ru/blog/milov/1124828-echo/ 

Главный кандидат в мэры Москвы Сергей Собянин выбрал, похоже, интересную тактику – спрятаться за скандалами вокруг его конкурентов и тихо проскользнуть в мэрское кресло, прикрывшись образом «крепкого хозяйственника», да еще и в продвинутом варианте – с велодорожками и электронной системой работы с обращениями граждан. Сейчас можно услышать очень мало системных оценок результатов его деятельности – несмотря на то, что он находится у власти в городе вот уже почти 3 года. 


Между тем, итоги правления Собянина нужно внимательно анализировать, и они должны стать центральным вопросом этих выборов. Ведь речь идет о том, что модель развития города последних лет может растянуться еще очень надолго. 

А модель эта, увы, не привела ни к каким особым улучшениям в городе, по многим направлениям сделав ситуацию откровенно хуже. Ключевые проблемы – засилье мигрантов и дорожные пробки – за три последних года лишь усугубились. 

Ситуация с мигрантами приобрела за время правления Собянина просто катастрофический характер. По данным ФМС, на территории столицы проживают около миллиона иностранцев, вице-мэр Москвы Андрей Шаронов признавался в интервью, что москвичи занимают лишь 4 из 6 миллионов рабочих мест в городе. Не вдаваясь в подробности миграционной темы, отмечу, что она, судя по соцопросам, уже превратилась в главную волнующую горожан проблему, а мигранты, в частности, вносят значительный вклад в показатели преступности в Москве, которые остаются высокими. Ситуация в плане контроля за миграцией за три неполных года правления Собянина очевидным образом ухудшилась, и мэрия не сделала для ее улучшения практически ничего – слова мэра о «русском городе» полностью расходятся с делом. Достаточно упомянуть о том, что подконтрольные мэрии коммунальные и строительные предприятия являются главными нанимателями мигрантов, а отнимаемая у них коррумпированным начальством значительная часть номинальной зарплаты – источником формирования миллиардных коррупционных доходов чиновников. 

Резко ухудшились и транспортные проблемы. Исследования показывают, что, несмотря на все меры, скорость передвижения по московским дорогам неуклонно и сильно снижается. Вместо выполнения необходимой «домашней работы» в виде усиления связей между различными районами города, разделенными рекой или железной дорогой, в виде строительства новых мостопереходов и тоннелей, в виде реализации решительных мер по разгрузке центра городские власти насильно впихивают нас в неготовый для приема дополнительных пассажиров общественный транспорт (перегрузка столичного метро достигла при Собянине рекордных масштабов), а автомобилистам создают постоянные дополнительные сложности в виде усложнения правил парковок, увеличения штрафов, отгораживания выделенных полос для общественного транспорта и т.п. (подробнее обо всем этом говорилось здесь). Проблему нехватки площади улично-дорожной сети пытаются решить путем реализации ультрадорогих проектов реконструкции или строительства магистральных дорог, что без разгрузки центра и усиления транспортных связей между окраинами даст мало эффекта. 

Результат транспортной политики Собянина на данный момент: автомобилистам стало значительно хуже, зато идея по пересадке горожан на «комфортный общественный транспорт» так же далека от реализации, как и годы назад, а от ряда принесших много неудобств проектов типа выделенных полос для общественного транспорта власти по-тихому отказываются. Перехватывающие парковки (ради строительства которых сносили законно построенные торговые объекты, грубо нарушая права собственности) во многом невостребованы из-за неудобного расположения. И так далее. 

Никак не решается проблема переуплотнения центра Москвы, ситуация усугубляется. Введенный Собяниным номинальный запрет на застройку столичного центра попросту не работает – в 2012 году в центре Москвы было введено в три раза больше элитных объектов, чем в 2011 году, и в этом году прогнозируется рост еще в полтора раза. Это означает дальнейшее усугубление основных проблем города, вызванных перегруженностью центра. К чему эти лицемерные утверждения про якобы мораторий на застройку центра, когда на самом деле ситуация развивается в обратном направлении? Вводимые в центре платные парковки никак не касаются чиновников – для них, как для «белой расы», все остается бесплатным (читай – оплачиваемым за наш счет) и перегораживаются целые улицы. Проекты вывода чиновников из центра города провалились. 

Бюджет города разбух по расходной части почти до двух триллионов рублей, против всего триллиона четырьмя годами ранее. По бюджетной обеспеченности Москва вышла на уровень Парижа или Лондона, $3-5 тысяч бюджетных расходов на одного жителя в год. И где результат? 

Быть может, дополнительные расходы пошли на финансирование социальных программ? Вовсе нет. Три года назад, вступив в должность мэра, Собянин обещал создать в Москве эффективную страховую медицину, значительно увеличить расходы на образование. Что в реальности? Реальные расходы московского бюджета на образование и здравоохранение сокращались. Зато повсеместно шло укрупнение школ и больниц (т.е. снижение территориальной доступности образовательных и медицинских услуг), сокращение различных надбавок к зарплате для учителей и врачей (составляющих значительную часть их реального дохода). 

В целом при Собянине произошло снижение доступности базовых потребительских благ. Помимо образования и медицины, недоступнее стали товары первой необходимости – прежде всего за счет бездумного сворачивания мелкой торговли в городе. Многие москвичи столкнулись с тем, что теперь, особенно в неурочные часы, стало намного труднее купить предметы первой необходимости, которые раньше продавались в палатке рядом с домом. В Москве, по данным Росстата, средняя стоимость фиксированного набора товаров и услуг, применяемого для сопоставлений покупательной способности населения, в полтора раза выше, чем в среднем по стране – даже выше, чем в нефтегазовых Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. 

Медицина, образование, товары первой необходимости, автомобильные парковки – все это стало при Собянине очевидно недоступнее. Постоянно затрудняющийся доступ к элементарным благам становится, пользуясь модным термином, главным «трендом» нашего города. 

Возвращаясь к социальным программам, следует отметить, что Собянин, непомерно раздув городской бюджет, так и не стал отказываться от его ультрадорогих и ненужных аппендиксов, наросших на нашей шее еще с лужковских времен. Прежде всего речь идет о московском стройкомплексе. Ни у одного крупного города нет своего «стройкомплекса» московских масштабов – в нормальных странах городское строительство осуществляется силами частных инвесторов. Все это прожорливое городское строительное хозяйство надо не продолжать дотировать за счет налогоплательщиков, а немедленно приватизировать, высвобождая резервы для снижения налогов и повышения социальных расходов. Пусть строят частники за счет частных денег. Но куда там. Вообще, с перезревшей приватизацией огромного городского хозяйства Собянин, мягко говоря, не преуспел. 

Еще одна недофинансированная и совершенно обойденная вниманием городских властей сфера, имеющая прямое отношение к нашему здоровью и благополучию – экология. Обстановка в этой сфере ничуть не улучшилась: Москва продолжает оставаться одним из худших городов по уровню загазованности атмосферы, выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта составляют около миллиона тонн в год, и решительных шагов по изменению этой ситуации власти не предпринимают, а уровень озеленения города отстает даже от официально утвержденных норм. Загазованность имеет прямые последствия: по заболеваемости органов дыхания Москва опережает среднероссийские показатели. 

Про непродуманное спонтанное решение расширить Москву за счет неготовых к присоединению территорий к Юго-Западу от МКАД я даже говорить не буду – эту проблему мы будем переваривать еще очень и очень долго. Собянинское правление запомнится бессмысленными проектами типа замены асфальта на тротуарную плитку, выделенными полосами для общественного транспорта, закопанные деньги в неудачные перехватывающие парковки, попытка (пока отложенная из-за выборов) отмены востребованных билетов на 1-2 поездки в метро – все эти меры были бы исключены, имей мэр элементарный опыт практического проживания в Москве. Но в Москве он жил лишь с 2005 года, и то в качестве главы президентской администрации или аппарата правительства, видя город исключительно из окна правительственной иномарки. 

Что еще мы имеем в Москве? Миллиардные расходы на «благоустройство территории» - часто набор весьма странных мероприятий, когда гастарбайтеры посыпают газоны черноземом, после чего это все вскрывается для переукладки коммуникаций, а потом опять посыпается черноземом. Идеальная среда для коррупции. Или строительство крупнейшей медиа-империи, подконтрольной правительству Москвы и занятой наглой пропагандой деятельности Собянина на деньги налогоплательщиков. Имеем также отгламуренный Парк Горького – я думаю, за такое неимоверное достижение Собянину и его заму Капкову нужно поставить памятники из чистого золота на входе в этот парк, у которого, правда, теперь сделали платную парковку. Но все это – в чистом виде “window dressing exercises”, чистое очковтирательство для улучшения имиджа на фоне усугубляющихся системных проблем. 

Вот скажите: что это все за недоразумение? Зачем нам, москвичам, это надо? Тем более что нас особо не спрашивают и слышать не хотят. Все три года своего правления Собянин прекрасно отработал со старой лужковской Мосгордумой, более чем на 90% состоящей из представителей «Единой России», послушно штампующей любой чих мэрии. Отсутствие в крупнейшем европейском городе нормального открытого парламента с представленными в нем разными точками зрения – позор для нашего города, пощечина москвичам. Не меньшая пощечина – шаги по отмене публичных слушаний по градостроительным проектам и попытка отгородить решения по развитию города от его жителей. Предпринятые шаги по «расширению полномочий местного самоуправления» поначалу вызвали энтузиазм, но на деле обернулись очковтирательством и имитацией – местные органы в Москве были и остаются самыми бесправными в стране, все решают неподконтрольные ни населению, ни мэрии управы (невозможно контролировать из одного центра более сотни сильных районных управ). В Москве сложилась уникальная, вертикально-анархическая система власти, где центральное руководство в значительной части случаев просто не ведает, что творят царьки на местах. А по количеству региональных чиновников на душу населения (более 20 тысяч) Москва продолжает опережать средние показатели по стране. 

Нельзя поддаваться на гламурную пропаганду собянинских телеканалов о том, как мэр-хозяйственник пытается облагородить наш город парками и велодорожками. Мы должны помнить обо всем сказанном выше. О реальных итогах деятельности Собянина. Голосование на мэрских выборах 8 сентября – это не просто голосование за личности, кто больше нравится, Собянин, Навальный, Мельников или Митрохин. Это голосование за собственное достоинство, за шанс для Москвы развиваться как нормальный европейский город. Собянин за три года нам такого шанса не дал. Значит, на предстоящих выборах единственный вариант – сказать нынешнему градоначальнику твердое «нет». 

 

http://www.echo.msk.ru/blog/milov/1124828-echo/