mosru

Скриншот сайта "мэра Москвы". Не "города Москва", а его временного руководителя, который уже почти десять лет занимает пост первого лица города. Попробуем подвести некоторые итоги его деятельности, если конечно именно его деятельность , как представляется в СМИ, привела к имеющимся реультатам. Итак:

1. Во первых, необходимо отметить отсутствие научного подхода к планированию развития города, отсутствует и тактика и стратегия развития, планирование сводится к освоению "незанятых" городом мест для осуществления коммерческой застройки.
Генплан используется для прикрытия непопулярных решений. На встрече с проектировщиками в НИИ Генплана Москвы (апрель 2019 по ЮВХ) не было даже намека на использование каких-либо математических моделей и аналитических исследований при проектировании. Проектирование ведется по принципу - как заказал заказчик (стройкомплекс города).

2. Во-вторых следует отметить личное влияние на принятие тех или иных решений: плитка, пешеходные зоны и одновременно пренебрежение ливневой канализацией и строительство автобанов в городской среде, - можно совершенно точно определить кто из руководителей города стоит за конкретным решением. Понятно, что зам. главы Мосархитектуры Костин, бывший дорожник и руководитель ГК "Автодор", курирует проект строительства федеральных трасс в городе.

3. Третий момент связан с "адресно-инвестиционным" программированием работы городских служб, когда вместо управления городской средой и сохранения благополучной среды обитания в городе, идет управление по финансовым показателям, тем самым подменяется сама суть работы городского управления, - вместо эксплуатации городского хозяйства, оптимизации его работы и создания и сохранения комфорта и благоприятной среды,  - получаем город как инструмент извлечения прибыли путем привлечения инвесторов, которых заманивают передачей земли, строительством ТПУ (транспортно-пересадочных узлов,  - по сути торговых центров на транспортных узлах, переходах и пересадках с разных видов транспорта). Многочисленные торговые центры и жилые комплексы, построенные в этой парадигме, уже реально тормозят и мешают развитию дорожной системы города как большой московской агломерации, и приходится уничтожать лес в угоду сохранения торговых центров (ситуация с парком Лосиный Остров, Химкинским лесом, Битцей, Бутово и т.п.). Если для восстановления лесов нужно минимум 80-100 лет, то ситуация с торговыми центрами изменилась за последние 20-30 лет уже несколько раз, снова становятся популярными и выгодными торговые сети с небольшими торговыми залами (ВкусВилл) и доставка товаров (интернет ресурсы).

4. Далее - вопрос с ритуальными процедурами в ЖКХ, от сбора листьев и смены газонов до покоса травы, поливания асфальта тракторами "Беларусь" и механизированной уборки, при которой грязь только размазывается. В большой степени ритуалом является и полив/посыпание реагентами в зимнее время (в этом году реагенты ещё лежат на газонах и обочинах пешеходных дорожек, это в середине июля). Все перечисленные виды работ приводят в недоумение и гостей города и москвичей. Они в основном являются только способами освоения бюджета и не несут никакого практического смысла. 

5. Городская администрация игнорирует федеральное законодательство в части градостроительного кодекса (публичные слушания, землепользование и т.п.), принимая законы, помогающие "проталкивать" нужные стройкомплексу и жкх решения. Фактически имеется "размывание" правовых отношений. Полностью уничтожена муниципальная власть и самоуправление. За все время (с 2010 г.) не было ни одного районного или городского референдума по крупным и спорным проектам, районное информирование с помощью местных телеканалов уничтожено, централизация управления под видом "цифровизации" приводит к уравниловке, нивелированию решений и уничтожает обратную связь администрации и граждан, что приводит к конфликтам. Яркие примеры пренебрежения правом - законы о капремонте и реновации, которые нацелены исключительно на поддержку строительных компаний и совместный с ними распил городского бюджета. При предыдущей администрации и капремонт и переселение из пятиэтажек проходило более спокойно и планомерно, и существенно эффективнее, без протестов, не было такого массового нарушения прав собственности, создания мошеннических фондов и т.п.

6. Строительство "хорд" и "рокад" как продолжений федеральных трасс - самая большая ошибка администрации. Уже построенные участки показали их неэффективность как транспортных систем, они не выполняют никакой разгрузочной роли, наоборот накапливают транспорт на пересечениях с магистральными, радиальными улицами. Вдоль этих трасс создаются зоны деградации городской среды, уровень шума и загазованность принуждают людей продавать свои квартиры и они занимаются хостелами, низкобюджетными офисами и т.п. Фактически город не соединяется, а разъединяется строящимися "хордами" и "рокадами" как скоростными магистралями. Обращения граждан не принимаются во внимание, стройка ведется ради стройки, освоения бюджетов, особенно это видно на примере с зоной радиоактивных отходов у Московского завода Полиметалов в Москворечье, где запроектирован мост через Москва реку, несмотря на неоднократное отклонение этого проекта на Публичных Слушаниях, протесты ученых, депутатов и жителей, физическую неустраненность радиоактивных отходов, угрозу распространения радиоактивной пыли, - проект пытаются реализовать. 

Низкая компетентность управления и планирования не позволяет городу нормально развиваться, в первую очередь это связано с процессами централизации и монополизации управленческих функций. Администрация города слишком увлекается продвижением неких "образов" благополучия, а не реальной работой. Например связность городской дорожной сети должна достигаться многочисленными локальными решениями,  - устранением конкретных тупиков, устройством выездов/въездов на МКАД районного значения, многочисленных пересечений через железные дороги и реки, а не прокладкой трасс-труб (хорда-рокада), когда выезд с дворовой территории на дорогу становится в несколько раз дольше, чем до их постройки, строительство эстакад убивает пешеходную связность районов, люди теряют пешеходную связь с кладбищами, учреждениями культуры, школами и медицинскими учреждениями (здравоохранение - отдельная тема). Нет администрирования трафика, на уровне организации времени начала работы разных учреждений и организаций можно существенно снизить нагрузку на трафик в часы пик и при выезде людей на выходные за город. Другими административными мерами можно перераспределить места притяжения трафика по городу, используя научно обоснованные методики размещения объектов торговли, офисов и т.п., и тем самым сэкономить бюджетные средства, перераспределить их на организацию заводов по переработке мусора, организации бойлеров в домах, социальную поддержку населения города. (в районе Царицыно несколько лет никто не в силах построить переход через жд пути к парку у улицы Медиков, люди режут забор и гибнут под поездами, но всем наплевать, в районе Царицынского мясокмбината и ст. Чертаново Павелецкой жд есть возможность организовать автомобильный переезд через жд с пешеходным переходом через жд, но почему-то этой возможности улучшить связность дорожной сети и обеспечить безопасность перехода через жд пути тоже никто из руководства "в упор не видит" и т.д.)

В перспективе развития города как неразрывной от Подмосковья среды необходимо тщательно рассмотреть вопросы выноса жд вокзалов к аэропортам и строительства к ним веток поземного метро, такое решение может существенно повысить эффективность скоростных перевозок между городами поездами типа "Сапсан", когда поезда не будут "тащиться" в городской застройке, а освободившиеся территории использовать под авто и велодороги с лесополосами. 

Ещё о проблемах города в моем блоге на ради "Эхо Москвы"

О проблемах района Царицыно в Живом Журнале блог "А у нас в Царицыно"

@interrno