(Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №2 (88)2015)
Вот уж год действует закон, обязывающий собственников квартир в МКД самим оплачивать их капитальный ремонт. Но власть, разумеется, не верит во вменяемость пасомого ею народа, а поэтому отважно возложила на себя тяжкое бремя руководства процессом.
Вам может показаться, что имеется в виду процесс ремонта? Дулюшки и фигушки! Закон возложил на региональную исполнительную власть организацию отъема у населения и накопления в специальном фонде денежных средств на оплату предстоящих в едва обозримом будущем работ. Потому что у потомков жильцов, сегодня заселивших новостройку, через тридцать лет, когда придет пора ее всерьез ремонтировать, может вдруг не оказаться денежек.
Да-да, именно на 30 лет должна быть рассчитана утверждаемая губернатором программа, в которой - на всю область или республику! и на все 30 лет! - точно расписано, какой именно дом, в каком году и с какими затратами будет отремонтирован. Исполнять программу призван создаваемый для этого специальный орган - региональный оператор. В чем состоит «исполнение»? Он соберет денежки, сбережет их в банке по своему выбору, а также организует (то есть закажет) проведение проектных, строительных и приемочных работ. Расплатится из собранных денег - и продолжит дальше исполнять свою единственную задачу: копить!
Не устаю восхищаться нашим законодателем. Ну, сочинили новый закон о новых поборах - так хоть согласуйте его с ранее принятыми законами, не создавайте коллизии на пустом месте! И, в меру способностей, хоть явную чушь не городите. Но вот читаю в Жилкодексе:
«По договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта собственник помещения в многоквартирном доме ежемесячно в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме обязуется вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, а региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта …».
Ну что ж тут непонятного?! Собственник обязуется ежемесячно и в полном объеме. Региональный оператор - в сроки, определенные программой, то есть неведомо когда. Вру, думаете? Так я вдоль и поперек изучил нашу, владимирскую программу, но своего дома в ней не нашел. Почитайте свои региональные программы. Ручаюсь, результат будет таким же. И не забывайте, что программу в любом случае ждет обязательная ежегодная АКТУАЛИЗАЦИЯ. То есть, в переводе с казенного на обыденный, любые ваши упования могут быть ею перечеркнуты. К примеру, дом признают аварийным, и тогда собранные его сособственниками средства пойдут не на ремонт, а на снос.
Закон, скорее всего не проходил добротной строительной экспертизы. Даже мне, профану, ясно, что провести ремонт ОБЩЕДОМОВОГО имущества (а только на него документ распространяется!) во многих случаях невозможно без вторжения в квартиры - и даже без нанесения ущерба имуществу собственника! - однако согласование действий строителей и собственников помещений и размежевание ответственности не предусмотрено. Попробуйте, к примеру, представить замену системы отопления без повреждений стен и перекрытий. А замену электропроводки, которая в домах даже не слишком старой постройки не соответствует не только сегодняшнему энергопотреблению в квартирах, но и элементарным правилам безопасности!
Далее. По букве и духу закона отношения собственника с региональным оператором регулируются договором. Но.
Гражданский кодекс провозглашает равноправие сторон в договоре, запрещает кабальные условия договора и принуждение к его заключению. Обсуждаемый закон явно не обеспечивает равноправия и понуждает граждан идти в тридцатилетнюю кабалу к организации, чьи функции смехотворны, а ответственность иллюзорна. Даже за ущерб, нанесенный собственнику при капремонте, предусмотрена ответственность оператора… в размере полученного от собственника взноса. Обрушатся ли на собственника в ходе ремонта перекрытия, зальет ли его добро кипятком - он может получить свои изрядно уже обесцененные деньги обратно. Что не удивительно, ибо по закону оператор ничего своего не имеет, а перед клиентом способен ответить только лишь его, клиента, деньгами.
А почему не предусмотрена письменная форма договора? Ну, прокатиться на автобусе или купить кекс можно в устной форме. И то остается билет или кассовый чек, что позволит при случае «качать права». Но что такое договор в устной форме, заключаемый аж на 30 лет? Когда и на каких основаниях предъявлять претензии к оператору? По умолчанию предполагается, что оператор бессмертен, как и его банк. Но в реальности кто поручится, что он проживет дольше, нежели МУП-однодневки, учреждаемые для текущего обслуживания? Александровское МУП «АДЖУ» прожило год. А потом, уже будучи покойником, пыталось содрать с граждан платежи за период, в котором оно уже не существовало - тут пора хихикать - ПО СУДУ. И со многих таки содрало - ПО СУДУ!
Зато оператор наделяется правом отказать в проведении капремонта тех домов, которые не имеют технической документации. И тех, в которых есть должники по взносам. И то и другое более чем вероятно. Но если предсказать образование в будущем задолженности не каждому дано, то как быть с домами, чья техническая документация УЖЕ утрачена? Ответа на этот вопрос закон не дает.
Ну скажи мне, законодатель, ты хотя бы представляешь, сколько жилья по факту не имеет документации? А если все-таки имеет, то как легко и совершенно безнаказанно можно ее в нужный срок похитить из жилконторы? И зачем брать взносы с жителей заведомо «беспаспортных» домов, если их ремонт в принципе не предусматривается?
«Наше дело - накопить!» - таков, очевидно, ответ. Почила в бозе «МММ» гениального комбинатора Сергея Мавроди. Мается в ссылке в «РОСАТОМ», прозябает на жалкие шестьдесят миллионов в год объявивший суверенный дефолт 1998 г. премьер на час Сергей Кириенко. Но лавры умников, придумавших «мавродики» и ГКО, не дают спать нынешним законодателям.
Я еще помню родительский сундук, набитый сталинскими и хрущевскими облигациями. Их всучивали принудительно вместо денег, а в начале 70-х даже обменяли на чисто символические суммы.
Но в «мавродики» и в ГКО народ играл добровольно - и, значит, на свой риск. И сроки были короткие. А вот новая пирамида задумана как необозримо долгоиграющая и сочетает в себе неотвратимую принудиловку сталинских времен с заранее запланированной полной безответственностью. Я зарабатывал пенсию по советским правилам игры, а получаю по нынешним, то есть урезанной втрое - и никто не виноват, так получилось. Само получилось
А как получится с накоплениями на капстроительство? Нам не дано видеть на тридцать лет вперед. Поэтому предлагаю взглянуть назад, на картинку тридцатилетней давности.
1984 год. Предсказания Оруэлла, похоже, оправдались на сто процентов. Тишь, благолепие и доллар стоит 60 копеек.
2014 год. Много воды утекло. Доллар стоит 60 рублей, а не копеек. С учетом тысячекратной деноминации рубль подешевел относительно доллара в сто тысяч раз.
Скажете, был сложный исторический период? Согласен. Допущу, что следующее тридцатилетие станет в сто раз лучше предыдущего. Тогда сбереженная в 2014 г. тысяча рублей к концу срока сравняется в покупательной способности с одним сегодняшним рублем. Попробуйте сегодня отремонтировать чего-нибудь на рубль!
Но, возможно, я пессимист, и следующие тридцать лет пройдут не в сто, а в тысячу раз лучше предыдущих тридцати? - Ну, тогда вместо тысячи рублей (пять бутылок водки) образуется десятка. Стакан квасу в жаркий день.
Впрочем, готовый факт: первый же год фактического «капитального накопительства» обесценил собранные средства вдвое. Черный, согласен, год. Однако ни мора ни глада на просторах России не случилось, войны тоже не было. ВВП и его окружение вообще заявляют, что все нормально. Так что может и повториться. И неоднократно - срок-то долгий!
Но и при всего лишь 10% инфляции за каждые десять лет собранные средства «полегчают» втрое. Компенсировать потери можно будет только безудержным повышением размера взносов.
Если бы автором закона был я? Я бы предусмотрел для граждан право копить на капремонт самостоятельно. Сдать региональному оператору письменную клятву внести всю начисленную мне к оплате сумму к началу ремонта - и все дела!
- Так государство не поверит!
- А с какого перепуга я должен верить государству?! Я не уверен, что проживу предстоящие 30 лет. Но зато убежден, что этому, в сегодняшнем его виде, тем более столько не протянуть! Если не переворот, то уж банкротство гарантировано.
Если бы автором был я? Я допустил бы вариант, при котором государство проводит капремонт за свой счет (хотя бы в домах, где оно обязано было его провести давным-давно, да вот руки не дошли), а я погашаю долг в течение тех же 30 лет. При таком раскладе власть будет действительно, а не притворно, как сейчас, радеть о стабильности своей валюты.
Если бы автором был я, то постарался бы устранить самый обидный порок закона, а именно несимметричность ответственности сторон. Ведь пока собственником моей квартиры было государство, бремя затрат на капремонт лежало на нем, или как? Так значит, если в доме постройки 1970 г. он по сию пору не проведен, казна должна бы перевести собственникам средства, которые копила для этой цели за 30 примерно лет, да не удосужилась истратить. Со всеми теми пени и процентами, которые набежали от неисполнения им своих обязательств в течение всего срока от заселения дома и до его приватизации, когда бремя ремонта повисло на шее частного собственника.
Я знаю, что тех денег в казне давно нет, а может, и не было никогда. Но я знаю также, что за неисполнение властью этих своих обязательств перед гражданами никто и никогда не понес ответственности. Старые обязательства государства перед гражданами перечеркнуты, и никаких гарантий, что не будут перечеркнуты новые!
А вот если бы я был региональным оператором? Ну, нашел бы где развернуться! Я завел бы прикормленных экспертов и проектировщиков, чтобы они, мало чем рискуя, завышали объемы и/или стоимость предстоящих работ. Сам ремонт у меня поручался бы прикормленным строителям, а они бы по-честному делились со мной. Тем более что принимать результаты их трудов должны ручные, то есть прикормленные, контролеры. Всем хватит!
А еще я брал бы на выполнение работ кредиты, не торгуясь насчет процентов. Банк ведь знает, что моя платежеспособность поистине неограниченна, и я охотно заплачу - не из кровных же! - любые проценты. Он даже готов будет поощрить меня за такую щедрость материально, потому что уж больно лакомый клиент!
Раскрою секрет: я дожил до сегодняшнего преклонного возраста только потому, что в советские времена не издох с голоду от реализации Продовольственной программы, не издох под забором от реализации программы Жилищной. Похоже, сегодняшнюю Госдуму это обстоятельство всерьез раздражает. Вот она и родила свою Программу, да еще рассчитанную на срок, заведомо избавляющий авторов от какой бы то ни было ответственности.
Да не с моим хилым умишком выдумывать хитромудрые мошеннические и/или коррупционные схемы! Размеры накапливаемых средств и явная их незащищенность способны ввергнуть в соблазн кого угодно. Не станем преувеличивать нравственное совершенство и, напротив, преуменьшать умственные способности многочисленных потомков Остапа Бендера. У них будет достаточно времени и средств на то, чтобы в очередной раз обобрать население страны. Ну, не все, к счастью. Владельцы дворцов, особняков и вилл пострадать не должны - и это, пожалуй, единственный плюс обсуждаемого закона
АЛЕКСАНДР КОРЖОВ